Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель Авив
+24+12

Мнения

А
А

"Сестер-мусульманок" допустили к политике

Король Абдалла сделал новый и, вне сомнения, важный шаг в направлении реформирования своей страны. Этот шаг продиктован потребностями дальнейшей модернизации страны.

woman_muslim
Фото:

Тронная речь, произнесенная 25 сентября саудовским королем Абдаллой бен Абдель Азизом в Консультативном совете, стала событием – монарх сообщил о двух своих указах, предоставляющих политические права женщинам. Сложившаяся в стране традиция предполагает, что письменный вариант тронной речи распространяется среди членов этого своеобразного "протопарламента", что позволяет королю в произносимом им устном выступлении кратко остановиться на основных проблемах развития государства и проводимого им политического курса. Но на этот раз его выступление не во всем совпадало с текстом письменной речи, где не содержалось упоминаний об этих указах.

Обращаясь к членам Консультативного совета, король Абдалла сообщил о том, что в работе его будущей сессии, которая откроется в 2013 году, будет принимать участие женщина (ей уже зарезервировано место в совете). Другой указ предоставил саудовским женщинам (также с 2013 года) право участвовать в выборах и баллотироваться в муниципальные советы. Монарх подчеркнул, что принятые им решения стали итогом "консультаций с некоторыми членами Совета высших улемов", а также с "зарубежными законоучителями". Введение женщин в Консультативный совет, а также их участие в работе органов муниципальной власти, как заявлял король, "отвечает принципам шариата". Он говорил и о том, что обнародованные им указы основаны на "верном истолковании" исламского исторического наследия, содержащего "неоспоримые доказательства" того, что "женщина-мусульманка не раз демонстрировала верность суждений и справедливость высказываемого ею мнения". Король сослался на пример одной из жен Пророка – Хинд бинт Сухейль, более известной как Умм Саляма, ставшей, как подчеркивалось в комментариях саудовской прессы, "политическим советником Пророка в пору заключения договора в Худайбийе" (имеются в виду события марта 628 года, связанные с неудачной попыткой еще пребывавшего в Медине Мухаммеда осуществить малый хадж в Мекку, закончившейся тем не менее подписанием соглашения с мекканцами). Обращаясь к своим "сестрам", гражданкам Саудовской Аравии, король сказал: "Ваше право в том, чтобы мы содействовали укреплению вашего достоинства и реализации ваших интересов".

Монарх подчеркнул, что его указы определяются "вызовами современности", требующими большей "ответственности в отношении веры, интересов отечества и человека". Из его слов следует, что политические права женщин должны рассматриваться как неотъемлемый элемент "взвешенной модернизации" Саудовского королевства, отвечающей "ценностям ислама". Король заявил, что он более не может мириться с "позицией малодушных и колеблющихся", настаивающих на сохранении ситуации, когда роль женщины в обществе и политике остается "маргинальной".

Король Абдалла сделал новый и, вне сомнения, важный шаг в направлении реформирования своей страны. Этот шаг продиктован потребностями дальнейшей модернизации страны, немыслимой без расширения прав женщин. Равным образом внимание к этим правам – итог развития арабской весны, частично затронувшей и Саудовскую Аравию. Арабские правители более не могут игнорировать важнейшие проблемы своих стран. Но для Саудовской Аравии движение в этом направлении чрезвычайно сложно потому, что оно требует коррекции существующей политической системы, включая и основу ее легитимности – союз правящего семейства и корпуса религиозных деятелей. Даже нынешнее (и достаточно скромное) начинание короля стало мерой, ограниченной "пределами возможного" – противодействием улемов, едва ли сломленных настойчивостью монарха.

Странная ситуация – саудовские женщины обретают политические права, но Совет высших улемов уже запретил будущим кандидаткам на выборах муниципальных советов помещать свои фотографии на вывешиваемых в общественных местах программах. Саудовская Аравия – единственная страна, где женщинам запрещено водить автомобиль и где их с трудом допускают в сферу экономической деятельности. На днях суд приговорил женщину к 10 ударам плетьми за управление машиной, и лишь король ее помиловал. Саудовские женщины остаются бесправны в деле решения вопросов семьи и брака, становясь (как сообщают саудовская пресса и национальные правозащитные организации) жертвами семейного насилия. В ноябре 2007 года подвергшаяся групповому изнасилованию девушка из Эль-Катифа была признана шариатским судом виновной в случившемся и приговорена к бичеванию. Только личное вмешательство короля Абдаллы позволило ее близким добиться помилования жертвы.

Григорий Григорьевич Косач - профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ

Источник: НГ Религии

Метки:

Читайте также