Читайте также
Настаивая на отступлении из Иудеи и Самарии, на отказе от важнейших для еврейского народа мест, левые выдвигают демографический аргумент, мол, это необходимо для сохранения еврейского большинства. Однако когда правые добиваются продвижения жесткой иммиграционной политики в отношении африканских трудовых нелегалов, левые немедленно забывают о демографических соображениях, выставляя правых в качестве расистов.
Когда Нетаниягу требовал, чтобы палестинские арабы признали Израиль национальным государством еврейского народа, левые встали на дыбы, заявляя, что определять характер государства должны не палестинские арабы, а граждане Израиля. Когда же Израиль принял основной (конституционный) закон, закрепляющий свой статус как национального государства еврейского народа, левые снова взвились - на этот раз из-за ущерба, якобы наносимого меньшинствам.
Точно так же левые требуют абсолютного подчинения решениям Верховного суда в отношении разрушения незаконных построек, если речь идет об евреях, но немедленно обвиняют Верховный суд в "пособничестве оккупации" всякий раз, когда дело касается арабов.
Одним словом, ситуация ясна. Левые вполне последовательны в своем неприятии национального государства вообще и сионизма в частности. Как только становится понятен этот момент, сразу проясняется и тот яростный пыл, с которым левые отказываются признать Закон о национальном характере государства. Проблема тут вовсе не в отсутствии в законе того или иного слова, но в фундаментальном несогласии, связанном с глубинным культурным и идеологическим мировосприятием левых.
Подобное положение не является результатом неизбежного естественного развития. В последнее десятилетие радикальные левые круги приложили титанические усилия для того, чтобы создать ощущение, будто бы израильское общество переживает процесс радикализации, люмпенизации и деградации к расизму.
По мере того, как иллюзии насчет достижения мира рассеивались, а прозревающее израильское общество стало отдаляться от левых позиций, левые все больше убеждали самих себя в том, что проблема вовсе не в них и их идеях, а в самом израильском обществе. Именно эта мысль раз за разом повторяется в тысячах публицистических статей, пропагандируемых десятками радикальных левых организаций и поддерживаемых сотнями представителей кругов, относящих себя к интеллектуальной элите, занимающих ключевые позиции в культуре и медиапространстве.
С точки зрения инициаторов всей этой пропагандистской кампании, она увенчалась головокружительным успехом. Оказавшиеся вовлеченными в дискуссию вокруг Закона о национальном характере государства левые продемонстрировали явную гамму чувств - от смущенного неудобства до откровенного неприятия в отношении сионизма, иудаизма и национализма.
Речь идет о заколдованном постсионистском круге, подпитывающем самого себя. Для противников этот закон стал воплощением фундаментальной проблемы, сквозь призму которой они воспринимают окружающую их реальность: процесса деградации и радикализации израильского общества.
Согласно любой возможной объективной оценке, утверждения о радикализации просто абсурдны. Сегодняшнее израильское общество является необыкновенно плюралистичным, как по отношению к своему прошлому, так и в сравнении с любым другим демократическим государством.
Достаточно взглянуть на масштабы ксенофобии и поддержки крайне правых партий в Европе, чтобы понять, что израильское общество не только не является экстремистским, но, напротив, может служить образцом сохранения плюрализма и толерантности даже в условиях продолжающейся военной и культурной конфронтации.
Но дело не только в том, что обвинения в радикализации совершенно безосновательны. Враждебность части социальной и политической элиты к израильскому обществу серьезно мешает Израилю справляться с реальными угрозами, бросающими вызов дальнейшему существованию еврейского государства.
Израиль противостоит экзистенциальной угрозе со стороны Ирана, стремящегося стать региональной державой и обзавестись ядерным оружием. Палестинские арабы продолжают воевать с Израилем, используя любые возможные способы, включая террор, попытки политической изоляции и экономического давления.
Демографический баланс между евреями и арабами тоже является серьезным вызовом, к которому следует добавить и самое драматическое геополитическое явление XXI века - беспрецедентную по своим масштабам миграцию народов Африки и Ближнего Востока в западные страны.
Хотя за последнее десятилетие Израиль усилился и значительно улучшил свое положение в экономике, внешней политике, в сфере безопасности и в технологическом развитии, огромные и сложные задачи, стоящие перед жителями Сиона, требуют от нас решимости, веры в правоту своего пути и готовности заплатить тяжелую цену, чтобы обеспечить наше существование как еврейского государства.
Тот факт, что многие ключевые позиции в судебной системе и государственной администрации находятся в руках представителей старой элиты, поддавшейся постсионистскому упадку, может серьезно подорвать наши шансы справиться со всеми этими вызовами.
И потому Закон о национальном характере государства совершенно необходим, но абсолютно недостаточен.
Автор: Эрез Тадмор, создатель организации "Им тирцу"
Перевод Александра Непомнящего