Читайте также
После консультации с советниками Дональд Трамп отложил свое решение вывести войска из Сирии, о котором было объявлено на прошлой неделе. Как заявил тогда президент, "Исламское государство" практически уничтожено, а больше американским военным в Сирии делать нечего. Показательно, что это решение было озвучено после саммита в Анкаре, где положение в Сирии обсуждали руководители Ирана, России и Турции. Все выглядело так, будто Вашингтон выходит из игры и отдает Сирию на откуп Путину, Роухани и Эрдргану… Но вскоре решение было отменено, а после информации о химической атаке в Восточной Гуте Белый дом и вовсе заговорил о вероятном расширении военных действий.
Не было ли сообщение о выводе войск намеренной дезинформацией, чтобы ввести в заблуждение других участников конфликта? Но нет, приближенные президента говорят, что он согласился продолжить кампанию с явной неохотой. США пока не уходят из Сирии, но уйдут в первый же удобный момент. Трамп никогда не скрывал, что борьба с международным терроризмом для него менее важна, чем подъем американской экономики, а содержание военного контингента в Сирии, по его мнению, обходится очень дорого. Кроме того, настаивает президент, ИГ уже не представляет серьезной угрозы, территория страны освобождена от боевиков, или будет освобождена в ближайшее время.
Сообщения о химической атаке застали Белый дом врасплох, и теперь Трампу, возможно, придется пойти на нежелательный для него шаг – начать военные действия против сирийской армии. При всей ненависти к "грязному животному" Асаду, делать этого он категорически не хочет, потому что это, опять же, невыгодно. Одно дело – разгромить террористическую группировку, другое – вести изнурительную войну за смену власти, вступая в конфликт с другими заинтересованными странами, причем без всякой гарантии, что с новым режимом будет легче иметь дело, чем со старым. По опыту Буша и Обамы Трамп знает, что ничего хорошего из этого не выходит. Скорее всего, возмущенная реакция Штатов ограничится парой ударов по аэродромам. Пусть не сейчас, но через месяц, а то и раньше тема ухода американцев из Сирии снова станет актуальной.
Этой перспективой крайне обеспокоены союзники США - Израиль и курды. Впрочем, по поводу Израиля здесь налицо некая интрига. Накануне заявления Трампа между ним и Нетаниягу состоялся телефонный разговор, посвященный ситуации в регионе. Согласно заявлению пресс-службы Белого дома, США еще раз подтвердили свою приверженность безопасности Израиля. Да и из Иерусалима не поступало информации о каких-то разногласиях между двумя лидерами. Здесь напрашивается два вывода: либо тема завершения сирийской кампании США была согласована с Нетаниягу, либо Трамп поставил его перед фактом, буквально заставив потерять дар речи. Сейчас Израиль устами министра внутренней безопасности и стратегического планирования Гилада Эрдана призывает США атаковать Сирию всерьез, но трудно сказать, прислушается ли к этому пожеланию Трамп. Тем временем другие политики уже рекомендуют раздать населению противогазы…
Зато курдские руководители в панике. Если Израилю уход американцев несет пока лишь потенциальную угрозу, для курдов он означает расширение турецких атак, которые давно идут в районе Африна. Курдов не оставят в покое, и не только потому что они злейшие враги Эрдогана. На четверти территории Сирии, которую контролируют курдские отряды, находятся главные нефтяные месторождения страны. Американцам сирийская нефть не нужна, зато ее с удовольствием поделят Россия, Турция и Иран.
И все же, зная Трампа, можно с большой уверенностью предположить, что никто – в том числе интересы и опасения союзников – не заставит его делать то, чего ему не хочется. Недавнее решение заморозить более 200 миллионов долларов на восстановление Сирии, говорят о том, что он не собирается участвовать в послевоенной судьбе этой страны. Многие политики и практически все армейские руководители США против этого устранения, и пока им (и ситуации) удалось убедить президента. Но вспомним, что главным сторонником продолжения сирийской кампании был госсекретарь Рекс Тиллерстон – и он уже уволен…
Чем грозит отстранение Америки от сирийского конфликта? В первую очередь – возрождением ИГИЛ, и это, по-видимому, главный аргумент, которым воздействуют на Трампа его советники. Второе, что имеет кардинальное значение для Израиля – укрепление Ирана на всей сирийской территории, как военное, так и политическое. Трудно надеяться на договоренности с Кремлем о том, что иранцы не будут допущены на приграничные территории. В союзе с Анкарой и Тегераном, без американских баз под боком Россия уже не так заинтересована в добрых отношениях с еврейским государством. Третий участник раздела Сирии, Турция – тоже вовсе не друг Израиля и не будет заботится о безопасности наших границ.
Возможно, перед лицом иранской угрозы Израиль еще больше сблизится с Саудовской Аравией, но это слабое утешение. Эр-Рияд же, очевидно, выполнит обещание создать собственное ядерное оружие, что при саудовских возможностях будет нетрудно, - и одним очагом опасности в регионе станет больше.
Все это - лишь очевидные, предсказуемые последствия ухода американцев. На самом деле, в возникшем вакууме ситуация может начать развиваться самым неожиданным путем.
Между тем, контингент США в Сирии составляет всего около двух тысяч человек. Для сравнения: в Афганистане находится больше 15 тысяч американских военных, в Ираке – почти 9 тысяч. В этой связи странно говорить о "дороговизне" кампании в Сирии. Американское присутствие скорее носит здесь символический характер. Символическим станет и его вывод – он будет означать отказ США не только от участия в судьбе Сирии, но и от всей стратегии национальной безопасности, в которую входит сдерживание Ирана и защита союзников в регионе. Действительно ли Трамп сделает это? Ближайшее время покажет.