Читайте также
25 марта 1973 года Хайфский суд вынес обвинительный приговор шестерым гражданам Израиля, признанным виновными в государственной измене и шпионаже. Среди осужденных в тот день были четверо арабов и двое евреев – Уди Адив и Дан Веред.
Именно Адив был одним из руководителей шпионской ячейки, пытался вербовать в нее своих знакомых. В ряде случаев эти попытки оказались успешными. В конце концов, все участники группировки – более двадцати человек – оказались на скамье подсудимых. Приговоры остальным ее участникам были вынесены позднее.
То, что одним из ее лидеров террористической группировки стал киббуцник, бывший десантник, один из тех, кого принято называть «солью земли», вызвало настоящий шок в израильском обществе.
Уди Адив родился в 1946 году в киббуце Ган-Шмуэль возле Хадеры. Там же родился легендарный спецназовец Ури Илан, попавший в сирийский плен в 1954 году. Спустя месяц пыток в тюрьме Дамаска он покончил с собой, не выдав врагу военной тайны. Ури Илан стал национальным героем. «Армия Израиля склоняет перед тобой свои знамена», — провозгласил на похоронах солдата тогдашний начальник Генерального штаба Моше Даян.
Уди Адиву было тогда 8 лет. Когда ему исполнилось 18, пошел служить в десантные войска. Во время Шестидневной войны Адив участвовал в освобождении Иерусалима. Но особой радости при этом не испытывал: парень уже тогда испытывал симпатию к коммунистической идеологии и идее пролетарской революции, отменяющей еврейское национальное государство. После демобилизации, в 1969 году, Адив присоединился к радикальной группировке «Мацпен» («Компас»). Она была создана израильскими коммунистами, изгнанными из просоветской компартии за критику «ревизионистской политики» КПСС и оппортунизм ее руководства. Однако вскоре и «Мацпен» показался Адиву недостаточно радикальным движением. В 1970 году вместе с группой единомышленников он основал новую организацию – «Революционный коммунистический союз», а спустя год присоединился к еще более экстремистской группировке – «Красному фронту», выступавшему за ускоренную подготовку к пролетарской революции.
Одновременно со своими политическими метаниями в поисках по-настоящему пламенных революционеров, Адив познакомился с арабским поэтом Даудом Турки, жителем хайфского квартала Вади Ниснас. Он также в свое время покинул «Мацпен» за недостаточный радикализм. В 1970 году, окончательно разуверившись в перспективах политической борьбы. Турки приступил к созданию подпольной террористической организации. С помощью друзей он наладил контакты с ФАТХом Ясера Арафата, а также с сирийской и египетской разведкой. В 1971 году Турки раскрыл новому знакомому – Уди Адиву – свои подлинные цели. Молодого киббуцника, в ту пору – студента Хайфского университета – они ничуть не смутили. Адив приступил к вербовке других евреев в ряды террористической группировки. Первым к ней присоединился еще один активист «Красного фронта» – Дан Веред. В конечном итоге еврейская ячейка Уди Адива насчитывала пятерых человек.
В начале 1972 года Адив в Афинах встречался с представителями ООП и сирийской разведки. Последние снабдили его фальшивым паспортом на имя Джорджа Хури, с которым Адив направился в Дамаск. Встретившим его сотрудникам сирийских спецслужб он подробно изложил все, что ему было известно об израильской армии — месторасположении военных баз, используемом оружии, военной тактике и других вопросах стратегической важности. Он также сообщил также имена своих сослуживцев и разнообразные данные о высших офицерах ЦАХАЛа. Вскоре Адив отправился в Сирию во второй раз. На этот раз он прошел там диверсионную подготовку.
В этот момент Турк, Адив и их прочие сообщники уже находились под наблюдением израильской контрразведки. Когда в спецслужбы поступила информация о том, что террористическая ячейка готова перейти к активным действиям (в ее планы, в частности, входило покушение на министра обороны Моше Даяна), было решено приступить к задержаниям. В декабре 1972 года 25 членов подпольной организации – 20 арабов и 5 евреев – были арестованы. В их домах были обнаружены взрывчатки и стрелковое оружие.
25 марта 1973 года Уди Адиву, Дану Вереду, Дауду Турку и еще троим лидерам террористической организации был вынесен обвинительный приговор. Турк и Адив получили по 17 лет лишения свободы, Веред – 10.
Репортеры, присутствовавшие в Хайфском суде, получили возможность задать осужденным несколько вопросов. Адив и Веред заявили, что, несмотря на вынесенный им приговор, не считают себя ни шпионами, ни предателями. По их словам, они стремились к установлению к свержению «сионистской власти» и установлению в Израиле коммунистического режима. При этом Адив признал, что для достижения этой цели он собирался действовать насильственными методами.
За решеткой Уди Адив провел 12 с половиной лет. В мае 1985 года он был освобожден в рамках «сделки с Джибрилем». Перед этим Адив раскаялся в содеянном и признал, что работал на сирийскую разведку, а не на палестинцев, за права которых он якобы боролся. Вскоре после освобождения он защитил докторскую диссертацию в области политических наук.
В 2001 году Уди Адив согласился принять участие в документальном фильме, который снял его университетский товарищ Ицхак Рубин. Адив вновь подчеркнул, что не считает себя предателем. Он объяснил, что целью его деятельности была революция в духе идей Мао Цзэдуна, а не оказание помощи сирийской разведке. Адив, которого режиссер усадил в кадре рядом с Даудом Турки, прямо обвинил своего бывшего подельника в том, что, отправляя его в Дамаск, он намеренно ввел в его заблуждение. Адив заявил, что считает все случившееся с ним ошибкой молодости, а не предательством.
В прошлом году в свет вышла книга Уди Адива «Сионистский социализм – крушение мечты», основанная на защищенной им диссертации. В течение многих лет он преподавал в Открытом университете. Сейчас Адив читает лекции в арабской киношколе в Назарете.