Cofix или фиксированные цены?
Фото: mnenia.zahav.ru
Cofix или фиксированные цены?

Кофе – наш национальный напиток. Это вечером, расслабившись, израильтянин может позволить себе чай с мятой, но живя в стране, которая по интенсивности труда занимает 15-е место в мире, приходится себя подстегивать прямо с утра. Естественно, стоимость чашки кофе в кафе, как и пачки этого же кофе в супере, волнует всех, особенно если за эту чашечку приходится платить 8-15 шекелей. И вот что характерно: случается ли в мире неурожай кофе, или, напротив, его собрали с избытком, на израильские цены, как в торговых сетях, так и в общепите это никоим образом не влияет.

Только ленивый не прошелся по теме "милки" и туалетной бумаги, во всяком случае, шквал публикаций, наконец, заставил проснуться министра финансов. Яиру Лапиду подняли веки, и он объявил, что будет контролировать цены на "милки" и туалетную бумагу. Естественно, целый ряд публикаторов в русской прессе вспомнили, что они уже жили в стране, где контролировали цены на туалетную бумагу. Беда в том, что бумага эта была всегда в дефиците.

Как только кто-либо поднимает вопрос ценообразования в Израиле, ему тут же отвечают: так у нас же огромные военные расходы. Наглость импортеров, доходы сетей, пошлины и налоги как-то отходят на задний план перед исламской военной угрозой. Эти бездоказательные экономические аргументы навязли у всех в зубах.

А вот вам пример бизнеса, основанного на возмутительно демпинговых в понимании конкурентов ценах. Речь пойдет о сети Cofix, недавнее появление которой произвело эффект разорвавшейся бомбы. Собственно, стартовал Cofix продажей разного вида кофе (капучино, "эспрессо лонг дабл" (двойной!) большой, макиато, американо, фрапучино, турецкий и др.) по поразительно низкой цене – 5 шекелей включая НДС. Помимо кофе, в Cofix продаются сэндвичи, джабетты и фокаччи (хлебобулочные изделия с начинкой итальянских кровей), бурекасы, сладкая сдоба – и все по 5 шекелей. В ближайшее время ожидается расширить ассортимент разными видами пасты и супами. За те же 5 шекелей можно получить стакан свежевыжатого сока или чая.

Конкуренты Cofix, державшие цены в три и более раз выше в своих кафе, не растерялись и устроили очернительную кампанию в прессе, доказывая, что кофе и сэндвичи там, конечно, дешевые, но плохие, просто мусор, да и порции крохотные. Но недоверчивый потребитель решил сам во всем разобраться, и это лишь добавило интереса к сети. В итоге владелец Cofix Ави Кац получил бесплатную рекламу. Из одной точки сеть разрослась до 50 филиалов за короткое время. Недавно Кац изрядно испугал наши крупные монопольные продовольственные сети. Он объявил, что собирается открыть свою сеть супермаркетов, где основные продукты будут продаваться по пять шекелей. Это будут магазины малой площади (100-150 кв.м), где все упаковки будут соответствовать вот этой вот минимальной цене.

Кстати, Ави Кац человек религиозный - это я к тому, что еще одна легенда удорожания товаров в израильских сетях связана с проверкой на кашрут. А вы помните, какие низкие цены были поначалу в некошерной сети "Тив Таам" и насколько там дорого сегодня? Выходит, не в кашруте дело.

Как бы то ни было, я ежедневно наблюдаю, как этажом ниже нашей редакции в кафе Cofix растет число клиентов, которым надоело покупать свой кофе с круассаном за 14-20 шекелей. Конкуренты тоже снизили цены, некоторые (не поверите!) - до символической отметки в 4.90.
Я хорошо помню те времена, когда сэндвичи и горячие супы в Израиле стоили сущие копейки, и перекусить в центре Тель-Авива могли самые небогатые люди. Очень надеюсь, что эти же люди с удовольствием пойдут в супермаркеты Ави Каца и купят там коробку молока, пасту или колбасу за те же пять шекелей, понимай, макароны по той же цене, что и пастрама.

Ави Кац считает, что если крупные торговые сети не хотят и не умеют продавать дешево, их следует скупить и перейти на его маркетинговую модель. Так что не понадобится за дешевыми продуктами лететь в Берлин, а министру финансов в эру свободной конкуренции – регулировать цены. Пусть Лапид обеспечит эту свободную конкуренцию во всех областях.

Эра жирных котов должна когда-нибудь в Израиле закончиться. Вот объясните мне, на каком основании овощи и фрукты продаются по цене 10-12-17 шекелей за килограмм, тогда как вырастивший их фермер из мошава получает всего 2 шекеля? Можно подумать, доставка этого килограмма с Юга в Тель-Авив равнозначна перевозке из Краснодара в Петербург.

Вот, к примеру, долгое время самые низкие цены были в сети "Рами Леви". А вот недавно я случайно попал в большой супермаркет "Кешет таамим", и оказалось, что там сегодня дешевле. И дешевизну эту можно почувствовать сразу - по наплыву покупателей. А на третьем этаже, под нашей редакцией, есть супермаркет "Мега". В четверг специально спустился узнать, есть ли какие-то ощутимые скидки. Представляете, в таком месте, как центральная автобусная станция, где в четверг после обеда полно народу, да еще и за покупку дают бесплатную стоянку, было безнадежно пусто. Конечно, владельцам монопольных сетей проще, чтобы кассирши (а это минимальная зарплата в Израиле) сидели и скучали. А во многих местах просто увольняют этих кассирш и вместо 5-7 касс работают 3-4.

Я с огромной надеждой жду, когда на израильском рынке услуг появятся свои ави кацы. Когда окончательно сломают эту подгнившую монополию YES и НОТ. Может быть, новый владелец НОТ Патрик Дери обратит внимание на многочисленные критические статьи в адрес своей компании. В НОТ сервис все хуже и хуже, и при этом там имеют наглость поднять цену пакета "трипл" - телефон, ТВ и интернет.

Пока большинство клиентов выражают свое активное недовольство, но опасаются уйти из НОТ из-за бюрократических проволочек, штрафов и других проблем, связанных с расторжением договора и переходом к другим провайдерам.

Вряд ли НОТ с ее монопольными ценами и убогим сервисом могла бы продолжать работать в США или Западной Европе. Боюсь, и в Восточной не смогла бы. Согласитесь, это просто наглость, когда никому нет дела, что телефон не работает уже несколько дней, а долгожданный и желанный техник приходит в восемь вечера вместо обещанных трех часов пополудни и компетентно заявляет, что проблема сложная, и необходимо вызвать другого специалиста. По личному опыту знаю, что устранение неполадки растянется на неделю, а то и более.

Кстати, я спросил монтера НОТ, почему такое отвратительное обслуживание. Очевидно, ему осточертело выслушивать претензии клиентов, и он невозмутимо ответил, что компания передала техобслуживание подрядчикам, а те работают в своем ритме и не несут ни за что ответственности. Тогда, в сердцах выпалил я, уйду из НОТ и вернусь в "Безек", где стало значительно лучше и дешевле. Мой визави засмеялся и сделал совершенно неприличный жест – словом, иди, ему без разницы. Ему, его начальству, этим подрядчикам, загадочно выигравшим тендер, владельцу… И что характерно: в нашей демократической стране может подняться целая волна критики, экономическая газета "Глобс" будет в каждом номере бороться с отвратительной монополией, но до поры, пока не появятся серьезные конкуренты, ничего не изменится.

В порядке доброго совета владельцу и всему коллективу компании НОТ, включая подрядчиков, рекомендую во время обеденного перерыва выпить чашечку кофе в ближайшем филиале Cofix. Может быть, там их посетят какие-нибудь идеи и мысли…

 

Автор: Илан Кфир
Источник: Глобус
counter
Comments system Cackle