Читайте также
Трехмерная печать обеспечит всеобщий достаток, нано- и биотехнологии приблизят людей к бессмертию, а функции государства перейдут к искусственному интеллекту. Только путь к обществу будущего, скорее всего, будет лежать через кризисы и катаклизмы, предупреждают политологи и экономисты.
Нынешний кризис – это пролог к новой промышленной революции, уверены многие экономисты. Гигантские массы спекулятивного капитала, в конце концов, найдут применение в самых прорывных отраслях. Футурологи даже наметили контуры индустрии будущего.
В медицине, коммуникациях и производстве будут господствовать нанотехнологии и трехмерная печать. Детали и даже готовые изделия будут не вытачивать или штамповать, а "выращивать". Это уже делается: в 2006 году концерн Lockheed представил беспилотник Polecat – большая часть его комплектующих напечатана на 3D-принтере. А в этом году американский оружейник-любитель, известный под интернет-ником HaveBlue, прямо на дому (закон этого не запрещает) "распечатал" штурмовую винтовку AR-15. Не полностью, конечно, некоторые детали все же пришлось докупать. Но футуролог Алексей Турчин убежден: очень скоро трехмерная печать превратит обычные квартиры в центры "хай-тек"-производства:
"3D-принтинг приведет к революции в производстве. Большая часть материального мира будет столь же легко копируема, как сейчас копируема информация. Можно будет дома печатать сначала посуду, потом одежду, потому и еду. Уже сейчас можно купить множество вариантов 3Д-принтеров, чтобы печатать себе керамику, игрушки. Есть свободная база по закачке разных материальных форм. Возможно, производство вернется из Китая на кухни отдельных людей".
Уже создаются прототипы устройств, которые смогут копировать самих себя. Роботы делают роботов – важнейшее условие постиндустриального общества, каким его видел автор этой теории американец Дэниел Белл. Новые технологии изменят не только жизнь каждого отдельного человека, но и весь общественный уклад, подчеркнул Алексей Турчин:
"Удешевление производства и услуг может обеспечить "коммунизм-лайт" для всех. В виде надстройки существует венчурный капитализм – он осуществляет деятельность по реализации открытий, привлечению капитала в интересные проекты. Над этим всем будет существовать нечто среднее между Всемирным государством и Глобальным искусственным интеллектом, который обеспечивает соблюдение законов".
Футурологи-оптимисты упускают одну деталь – каким будет переход к "светлому будущему". Большинство инноваций создавалось государствами, и отнюдь не в мирных целях. Американская доктрина "Звездных войн", по словам известного экономиста Сергея Глазьева, дала тридцатилетний толчок развитию экономики. Она стала стимулом к компьютеризации производства, массовому внедрению ПК и новых средств связи. Часто мир платит за технологические рывки более высокую цену:
"В эпохи структурных кризисов инициирующий импульс государство давало через рост военных расходов. Предыдущий структурный кризис такого рода вылился в милитаризацию экономики и во Вторую мировую войну с колоссальными потерями для человечества, но с полным обновлением технологической базы".
Одно только массовое внедрение трехмерной печати (которое прогнозируют футурологи) может оставить без работы сотни тысяч людей. Экономики целых стран, а, возможно, и континентов окажутся под угрозой. Но, как уверяет директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, вся история капитализма состоит из подобных болезненных переходов:
"На протяжении всей истории капитализма, вплоть до ХХ века, мы видим такие же колебания. Каждый раз этот переход сопровождается кризисами и потрясениями. Сейчас мы переживаем очередной такой процесс. Периодические кризисы капитализма вызывают в жизни попытки создать антикапиталистическую альтернативу. Самая знаменитая из них – наша революция 1917 года. Я думаю, сейчас такие же вызовы капитализму будут неизбежны".
Несмотря на пессимистичный прогноз, новейшая история оставляет надежду на лучший исход. Так, противостояние СССР и США привело к масштабному обновлению технологий, но холодная война так и не трансформировалась в реальную.