Читайте также
- Самые красивые замки Германии, о которых мало кто знает
- Германия - Израилю: "Нет, ребята, пулемета я вам не дам"
- Volkswagen закрывает заводы в Германии - впервые за 87 лет работы
- Арифметика разгрома. На выборах в двух землях ФРГ победили радикалы
- Угроза или помощь? Каких новых иммигрантов теперь ждет Германия
Конец эры Меркель. Именно с такой мыслью в заголовках выходят сейчас европейские газеты. Причиной для такого скепсиса стало немыслимое – политическая нестабильность в Германии.
Австрийский пример
«Если в Италии сейчас у власти уже 65-е правительство со времен окончания Второй мировой войны, то Германией (имеется в виду Западной до объединения, и единой ФРГ — после «Эксперт Online») за прошедшие 70 лет правили всего 8 канцлеров. От выборов до формирования правящей коалиции проходило от 4 до 6 недель, — пишет европейское издание вашингтонской Politico. — Но не в этот раз».
В этот раз почти два месяца переговорного процесса по созданию «Ямайки» (коалиции из «черной» ХДС/ХСС, «желтых» Свободных демократов и как таковых Зеленых) завершились фиаско, глашатаем которого стал лидер «желтых» Кристиан Линднер. Он объявил о том, что компромисса между политическими повестками трех партий достичь не удалось, после чего вывел свою партию из переговорного процесса.
Причем речь не об одном «затыке» – стороны не договорились по более чем 200 вопросам. Среди них квоты по мигрантам, судьба «налога солидарности» (который собирается в Западной Германии для подтягивания экономического уровня Восточной), использование угля в энергетике и т.п. И если Зеленые готовы были идти на уступки, то Свободные демократы – нет. «Они-то (ХДС/ХСС – «Эксперт Online») думали, что мы будем с ними при любых раскладах, а с нами такое больше не проходит», — откровенно заявил один из переговорщиков от Свободных Демократов (СвДП) Фолькер Уиссинг. В результате «через недели переговоров мы получили бумагу с бесконечными противоречиями, открытыми вопросами и конфликтами интересов», — отметил Кристиан Линднер. Что в общем-то, и подвигло его оставить мечты о «Ямайке». По словам политика, «лучше вообще не руководить правительством, чем руководить неправильно».
Некоторые сторонники Меркель обвиняют Свободных демократов в нарциссизме, но Линднера можно понять: партия прорвалась в Бундестаг и взяла там 80 мандатов не для того, чтобы затем «слить» собственную повестку и растерять своих избирателей. Как это сделали ХДС/ХСС и социалисты, которые в рамках прошлой Большой коалиции слишком смешали правую и левую повестки, после чего сместились к центру и потеряли, соответственно, свои коренные правый и левый электораты. В этом плане «Линднер в последнее время слишком часто посматривает в сторону Австрии», — отметил лидер Зеленых Джем Оздемир. Тамошний канцлер Себастьян Курц стал канцлером лишь потому, что сумел консолидировать растущий правый электорат под своими знаменами. И Линднер, очевидно, хочет пойти по его стопам.
Переложим ответственность
Эксперты, конечно, не исключают, что в итоге Линднер откажется от австрийского пути, но это маловероятно. Поэтому они обсуждают, что теперь делать фрау Канцлерин.
Конечно, оптимальным вариантом для Меркель было бы возрождение Большой коалиции с социалистами. Она даже выразила готовность к соответствующим переговорам. Однако после специального заседания руководства СДПГ лидер партии Мартин Шульц заявил, что Большой коалиции не будет. Как верно отмечают некоторые политологи, социалисты не хотят подпадать под «проклятье Меркель» и в сотрудничестве с ней терять левые голоса.
Еще одним вариантом может быть коалиция только с зелеными, в совокупности с которыми у ХДС/ХСС 313 мандатов из 355 необходимых для формирования большинства. Да, украинской традиции «тушкования» (перекупки депутатов из других партий) в Бундестаге нет (что поделать, отсталая страна!), но никто не запрещает создавать правительство меньшинства. Правда, это означало бы, что для продвижения любого важного и противоречивого законопроекта Меркель нужно будет заручаться ситуативной поддержкой как минимум еще одной партии. Но поскольку в нынешнее турбулентное время таких вопросов ожидается немало, весь политический процесс в Германии рискует превратиться в постоянные подковерные переговоры. Которые в плохом случае приведут к выхолащиванию важнейших законопроектов, а в худшем – вообще к невозможности их принять (поскольку партии не готовы терять поддержку электората). Именно поэтому бундесканцлерин отвергает этот вариант и говорит о том, что предпочтет иной вариант - досрочные выборы.
По закону на формирование правительства дается три месяца с момента завершения выборов, и сейчас у Меркель и Компании остается еще почти два. Однако вряд ли они будут столько тянуть. У Германии много внутриполитических и (поскольку она – лидер ЕС) внешнеполитических проблем, требующих немедленного решения. Поэтому, если сторонам экстренно не удастся прийти к компромиссу, то новые выборы объявит либо президент Штайнмайер (у него есть такое право), либо их инициирует сама Меркель через серию манипуляций в парламенте.
Да, Штайнмайер к идее досрочных выборов относится не очень хорошо. «Нельзя перекладывать ответственность на плечи избирателей», — говорит немецкий президент, и просит политические партии еще раз попытаться прийти к компромиссу. В частности, он уже призвал к «большей гибкости» в процессе формирования коалиции. И кое-кто уже увидел в этом призыве социал-демократа (которого Меркель и отправила на президентство, считающееся политической пенсией) обращение к самой бундесканцлерин. Эти «кое-кто» уже говорят о том, что отставка Меркель сможет решить проблему. Ведь провал переговоров – это прежде всего ее провал. «Авторитет Меркель, который уже понес серьезные потери из-за слабых результатов на выборах, движется в сторону дальнейшей эрозии. Срыв переговоров показал, что метод Меркель – сплав безграничного прагматизма и максимальной идеологической гибкости – перестает работать», - пишет немецкий Der Spiegel. По словам президента Германии, сейчас тоже нужна гибкость, но другая, та, продемонстрировать которую Ангеле Меркель будет очень непросто.
Шанс для Парижа
События в Германии – чем бы они не завершились – имеют прямое влияние и на интересы России. Не исключено, что вся вина за несостоявшуюся Ямайку, а также дальнейший кризис, будет возложена на российских хакеров. Ведь Москва-то как раз является одним из бенефициаров неудачи Меркель.
Так, Москва была изначально не заинтересована в том, чтобы получить в ФРГ русофобского министра иностранных дел. По традиции, внешнеполитический блок в германском правительстве уходил в ведение младшего партнера ХДС/ХСС и в рамках «Ямайки» этим партнером были бы Свободные демократы или «зеленые». Обе партии всегда отличались идеологическим взглядом на отношения с Москвой, в отличие от прагматиков из числа социал-демократов.
Кроме того, в Москве понимают, что несостоявшаяся коалиция серьезно снизит внешнеполитическую активность Германии, в какой-то степени поставит ее «на паузу». А, как сказал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, европейские дела на паузу поставить нельзя. Что, в свою очередь, дает шанс французам.
Конечно, сам Макрон говорит о том, что «заморозка процесса формирования коалиции не соответствует нашим интересам», однако слова в данном случае расходятся с мечтаниями. Внутренние проблемы Берлина «лишь подчеркивают необходимость Франции выступать с предложениями, а также взять на себя инициативу в совместной с Германией работе над амбициозным европейским проектом», - говорится в заявлении Елисейского дворца. В переводе на русский язык означает, что у Франции появляется возможность доказать Европе свою силу, продемонстрировать готовность Пятой Республики к реальному возрождению франко-немецкого управленческого дуумвирата, распавшегося из-за слабости Франсуа Олланда.
Среди задач, которые готов возложить на себя Эммануэль Макрон, будет реформа Еврозоны, обсуждение условий Брекзита, а также вывод Европы из украинского болота. И поскольку Макрон будет заинтересован в быстрых (пока Германия не очнулась) победах на внешнеполитическом фронте, а внутриевропейские дела этих побед не обещают, то тут на помощь готова прийти Москва. И дать ему эти победы – например, успешное посредничество Парижа по началу восстановления российско-европейских отношений. Вопрос лишь в том, готов ли к таким победам сам французский президент.