Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Мнения

А
А

В Грозном обнаружилось потерянное колено Израиля

Известие, что в Чечне существует иудейская община, готовая поддержать критику Рамзана Кадырова в адрес Израиля, изумила и возмутила часть еврейского сообщества России.

06.08.2017
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

О еврейской общине Чечни «НГР» рассказывает ее представитель Моисей Юнаев

События последних недель в Иерусалиме неожиданным образом отозвались в еврейской общине России. Появился видеоролик, в котором человек, назвавшийся Моисеем Юнаевым, заявил, что он представляет еврейскую общину Чечни, и выразил поддержку главе республики Рамзану Кадырову, протестовавшему против действий Израиля на Храмовой горе. «Одна из трех святынь исламского мира Аль-Масджид Аль-Акса на Храмовой горе оказалась закрытой для мусульман Иерусалима и паломников из разных стран мира, – написал Кадыров в своем Instagram. – Верующие выразили свой протест действиям властей… У мусульман мира есть все основания полагать, что охрана у входа на территорию Аль-Акса умышленно провоцирует протестные действия и открытое недовольство мусульман».

Известие, что в Чечне существует иудейская община, готовая поддержать критику Рамзана Кадырова в адрес Израиля, изумила и возмутила часть еврейского сообщества России. Представители Федерации еврейских общин России (ФЕОР) заявили, что в Чечне нет никакого еврейского присутствия. В ответ на это официальные информационные ресурсы Чеченской Республики разместили комментарий Моисея Юнаева, выдержанный в классическом стиле северокавказской политической риторики. «Евреи много лет назад доказали, что среди наших братьев нет лицемеров. Мы прямы и четки в своих позициях, – сказал Юнаев. – Людей, которые негативно отзываются о моих словах, я считаю провокаторами. А те, кто утверждает, что еврейства в Чечне нет, далеки от еврейства. Я был направлен в Чеченскую Республику Советом старейшин еврейского народа для восстановления еврейской общины в регионе. Лишь истинно верующие знают, насколько я прав в своих убеждениях».

Собственные источники «НГР» в иудейских организациях страны подтвердили, что Моисей Юнаев действительно имеет отношение к сообществу евреев Северного Кавказа и известен своей деятельностью в Пятигорске. Немногие упоминания в местных СМИ связаны с его участием в работе Конгресса евреев Северо-Кавказского федерального округа – структуры, о которой имеют лишь смутное представление в крупнейших иудейских объединениях, таких как Конгресс еврейских религиозных общин и объединений России (КЕРООР).

Ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ обратился к самому Моисею ЮНАЕВУ, и представитель еврейской общины Чечни ответил на вопросы о себе и своей загадочной общине.

– Господин Юнаев, насколько я знаю, вы до недавнего времени жили в Пятигорске и активно участвовали в деятельности местной еврейской общины?

– Я работал заместителем председателя пятигорской еврейской общины, а затем Советом старейшин горских евреев был направлен в Чеченскую Республику для возрождения еврейской общины и восстановления еврейского кладбища.

– В каком году вас направили в Чечню?

– В 2015 году.

– Но вы постоянно проживаете в Грозном или в Пятигорске?

– В Грозном.

– Что собой представляет Совет старейшин, о котором вы говорите?

– Это Совет старейшин горских (кавказских – «НГР») евреев. Делами в Чечне занимается не только Совет старейшин, но и вообще выходцы из республики. До событий 1990-х годов здесь была грандиозная община. С тех пор как заговорили о восстановлении синагоги в Грозном, дело не продвинулось. Еврейским кладбищем, которое имеет большие размеры и находится в неудовлетворительном состоянии, никто даже не планировал заниматься. Меня в Грозный, кроме Совета старейшин, направил главный раввин всех горских евреев Янив Нафталиев (в различных источниках этого религиозного деятеля называют то верховным раввином горских евреев Израиля, то раввином синагоги «Барух Мордехай» в городе Акко на севере Израиля. – «НГР»).

– Кроме вас сколько еще членов общины Чечни?

– 75–80 человек, проживающих постоянно в республике.

– Они прямо в Грозном живут?

– А прямо в Москве живут евреи? Чему вы так удивляетесь?

– Многие убеждены, что в Чечне вообще нет евреев.

– Вы же, как взрослый человек, должны знать, что евреи есть везде.

– Ваша община зарегистрирована?

– У нас раньше была община города Грозного, а сейчас община республики, потому что мы представляем ее много где.

– Она зарегистрирована в республиканском Минюсте?

– Конечно.

– Ваша община входит в какое-то иудейское объединение вроде КЕРООР? Позицию ФЕОР по этому поводу мы уже знаем…

– Мы не входим в КЕРООР.

– В 2013 году было объявлено о проекте восстановления исторической синагоги Грозного, приезжали представители из Москвы и Израиля. Вы упомянули о том, что дело не сдвинулось с мертвой точки… Что, неужели все так и осталось на уровне закладного камня?

– Конечно, многое изменилось. Сегодня на еврейскую общину Чеченской Республики опирается большинство общин Северо-Кавказского федерального округа. Сегодня неимущие семьи в округе – на нас. Когда наступают религиозные праздники, все, начиная от мяса и мацы и заканчивая лекарствами, все, в чем нуждаются необеспеченные еврейские семьи, – эту работу осуществляем мы, и никто больше. Мы ведем намного более обширную работу, чем кажется тем евреям, которые живут обособленно и не знают проблем других евреев.

– Неужели на территории Чечни есть производство кошерного мяса, есть специалист по ритуальному забою скота – шойхет?

– У нас есть шойхет. Но мы не продаем мясо, а раздаем нуждающимся.

– То есть в Чечне есть неимущие еврейские семьи, которых вы обеспечиваете питанием?

– У нас в Чеченской Республике, слава Богу, на сегодняшний день нет неимущих евреев. Но большое число неимущих евреев есть на территории Дагестана и других республик. Это не проблема какой-то республики, это проблема евреев.

– То есть вы из Чечни помогаете евреям Дагестана?

– И Дагестана тоже.

– С вашего позволения, я хотел бы вернуться к планам восстановления синагоги в Грозном. Строительство уже идет или затормозилось?

– Давайте все расставим по своим местам. В 2013 году те евреи, которые приезжали на церемонию закладки синагоги, заложили капсюлу - и уехали. И все! Я не знаю, с чем это связано. Стройка синагоги – непростое дело, но она не продвинулась никак. Сейчас мы уже вырыли котлован, заливаем фундамент – процесс уже идет. Если бы мы сосредоточились только на Грозном, мы бы синагогу, с помощью Всевышнего, уже построили. Но мы занимаемся проблемами всего округа. Конгресс евреев СКФО находится в Грозном. Фонд социальной защиты и поддержки евреев СКФО тоже находится в Грозном. Нам святая Тора говорит: что вначале – человек или Тора? Всевышний говорит: человек. Для нас насущные проблемы людей важны в первую очередь.

– Рамзан Кадыров проявляет внимание к нуждам вашей общины?

– Рамзан Кадыров проявляет внимание к любому жителю Чеченской Республики. Он не делит людей по цвету кожи, расе, вероисповеданию.

– Вы с ним лично встречаетесь?

– Каждый религиозный и общественный деятель встречается с людьми, которые работают в республике. Начиная с того, что есть общественные праздники, мероприятия, парады, всегда возникают рабочие вопросы.

– Видеообращение, которое произвело такое впечатление на еврейское сообщество России, было вашей инициативой или вас попросили об этом?

– Это была моя личная инициатива. Ведь что хотел сказать глава нашей республики Рамзан Ахматович Кадыров? Он сказал, что необдуманные действия следом за собой принесут хаос. Разные провокаторы пытались перевернуть его слова. Человек не сказал ничего плохого! А вы включите телевизор, посмотрите, что происходит! Глава наш, к сожалению, был прав.

– А в чем проблема? Поставили на Храмовой горе металлодетекторы, и мусульмане отказывались через них проходить…

– Вопрос не в металлодетекторах. Есть учреждение, не важно, мечеть это или синагога – кому как нравится. Случился теракт. Да, антитеррор – это антитеррор. Кто-то спорит, что надо бороться с терроризмом? Нет, только идиот может утверждать, что не надо бороться с терроризмом. Мы знаем, что самая напряженная обстановка – в таких местах. Если стоит 5 охранников у мечети – ну можно поставить 25 человек, можно 50 человек поставить и сказать: мы не закрываем мечеть, мы для вашей же безопасности усилим контроль. Вот что надо было сделать!

– Не было ли идеи с вашей помощью выйти на религиозных и политических лидеров Израиля, чтобы сделать попытку договориться по поводу Храмовой горы? Вести переговоры от имени Рамзана Кадырова?

– Я думаю, что от имени главы нашей республики там есть много кому вести переговоры, кроме меня.

– У Кадырова хорошие связи с деятелями в Израиле?

– Я думаю, у главы нашей республики есть не связи, а хорошие отношения со всеми. Он миротворец. Он делает все для мирной жизни не только чеченцев, но и всех людей, проживающих на территории Чечни, и не только Чечни, но и всего Северо-Кавказского федерального округа. Я уверен, что его знают везде – и с хорошей стороны. Вы тоже, наверное, его знаете с хорошей стороны.

– Конечно. Насколько я знаю, у него хорошее, деловое отношение к Израилю, во всяком случае, невраждебное…

– У России, слава Богу, хорошие отношения с Израилем. И у главы нашей республики. Есть критика конструктивная. Когда предупреждают: ребята, сейчас что-то может не то начаться! Если ты считаешь человека чужим, ты же не станешь ему давать советы?

Из досье «НГР»

9 января 2013 года состоялась церемония закладки синагоги в Грозном, в которой приняли участие бизнесмены Аркадий Гайдамак и Тельман Исмаилов, руководитель московского Театра эстрады Геннадий Хазанов, раввин Санкт-Петербурга и Ленинградской области Раши Бабаев, главный раввин горских евреев Израиля Янив Нафталиев, заместитель главного раввина Москвы Шимон Левин. Гостей принял глава республики Рамзан Кадыров и в разговоре с ними пожелал, чтобы синагога стала домом молитвы для посещающих Грозный иудеев. Вот что рассказывает об этом событии московский раввин, участник церемонии: «В Грозном я встретил несколько евреев, которые вернулись туда после войны и проживают там. Также в городе остались два больших еврейских кладбища. Евреи приезжают на могилы своих родственников, и видно, что за некоторыми могилами ухаживают. У меня нет информации об официально зарегистрированной в городе еврейской общине. Относительно синагоги. Предполагалось, что здание одновременно будет и синагогой, и музеем истории евреев Чечни. Надо заметить, что евреи жили на территории Чечни около 2 тысяч лет и у общины богатая история. Планировалось, что большую часть времени здание будет функционировать как музей, но, когда в Грозный будут приезжать евреи, им будет где молиться и почтить память предков. Проект был запущен по инициативе спонсора, который, к сожалению, прекратил финансирование. Сейчас, насколько мне известно, строительство не ведется».

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке