Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

По дороге, ведущей к Храму

Разумным и достойным решением на Храмовой горе могла бы сегодня стать модель, аналогичная той, что применяется в хевронской Меарат ха-Махпела. Огромная пустая территория Храмовой горы (в разы большая, чем площадь Меарат ха-Махпела) способна легко вместить

19.07.2017
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Разумным и достойным решением на Храмовой горе могла бы сегодня стать модель, аналогичная той, что применяется в хевронской Меарат ха-Махпела. Огромная пустая территория Храмовой горы (в разы большая, чем площадь Меарат ха-Махпела) способна легко вместить евреев и христиан, желающих молиться в этом месте, так, чтобы при этом мусульмане могли бы спокойно совершать свои молитвы в мечети Аль-Акса. И при этом, каждая из сторон, получит свои дни, дни особенно важных праздников, для полного использования всей территории, говорится в статье Александра Непомнящего на Jewish.ru.   

Запрещенные свечи, крестики и кипы

Около года назад знакомые, приехавшие погостить в Израиль, с возмущением рассказали о том, как в Иерусалиме полицейские не пропустили их на гору Мория (Храмовую гору) из-за обнаруженного при досмотре в их сумке сувенира - связки из 33 дешевых восковых свечей, за полчаса до того приобретенной в одной из лавок Старого Города. Им объяснили, что свечи эти - предмет христианского культа, а значит, вносить их на Гору нельзя. Еще больше моих собеседников возмутило то, что другого туриста на их глазах не пропустили из-за висевшего у него на шее крестика.

- Зачем израильтяне так притесняют христиан, - с обидой спросили они меня.

Смутившись, я как мог, объяснил, что еврейская традиция тут совершенно не при чем, а вздорные ограничения введены исключительно как уступка мусульманским претензиям. После освобождения Иерусалима в 1967 году израильское правительство оставило управление Храмовой горой в руках Вакфа – мусульманской структуры, находящейся под патронажем иорданского короля. Политика Вакфа в отношении евреев и христиан является откровенно дискриминационной, но правительство, не желая осложнять и без того напряженную политическую ситуацию, попустительствует ей.

В результате, израильские полицейские, обязаны блюсти сложившийся статус-кво. И точно так же, как христианских туристов, полицейские вынуждены не пропускать на Храмовую гору с крестиком на шее или даже со связкой свечей в сумке, евреев, тщательно обыскивают, дабы они не пронесли с собой не только талес, филактерии, шофар или молитвенник, но даже простой листок с текстом мало-мальски религиозного содержания. Хорошо еще, что соблюдающих еврейскую традицию не заставляют снимать кипу. А уже если кто-нибудь из евреев станет молиться на Храмовой горе, даже просто шевелить губами, произнося слова молитвы про себя, его немедленно задержат. Более того, доступ на Храмовую гору впредь ему будет закрыт на долгое время. А, ведь, Храмовая гора, где располагались и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы – это самое святое с точки зрения еврейской традиции место в мире.

Вот так и получается, что в самом центре столицы еврейского государства, в самом святом для евреев месте, еврейская полиция задерживает и наказывает евреев за молитву или любую другую деятельность, которая будет сочтена религиозной. И это в демократической стране, обязанной обеспечивать своим гражданам свободу вероисповедания. Невероятно, дико и возмутительно.

Признаюсь, мне было трудно и стыдно объяснить моим знакомым эту абсурдную ситуацию. Более того, похоже, они с недоверием отнеслись к моим словам и, кажется, решили, что, я попросту выгораживаю израильскую полицию. Действительно, унизительное и нелепое положение, сложившееся на Храмовой горе, нормальному человеку понять не просто. И это лишь подтверждает то, что такой статус-кво необходимо менять.

Мстили евреям, убили арабов

В минувшую пятницу три израильских араба мусульманина, вооруженных кустарными пистолетами-пулеметами и ножами, за несколько часов до начала массовой пятничной мусульманской молитвы на Храмовой горе, атаковали там, возле Львиных Ворот, полицейских, поддерживающих порядок, после чего попытались скрыться в расположенной рядом мечети. Двое террористов были убиты в завязавшейся с полицией перестрелке. Третий, нейтрализованный, прежде чем ему успели оказать медицинскую помощь, вскочил, снова бросился в атаку, и лишь тогда был застрелен уже окончательно.

Продолжавшийся несколько минут бой был заснят полицией, выложившей затем фрагменты этого видео в Интернет, чтобы предотвратить дежурные обвинения еврейского государства в «злодейских преступлениях» и «полицейском беспределе». Видеокамера, установленная поблизости от Львиных ворот, также зафиксировали и самое начало боя, где ясно видно, как террористы с оружием наперевес пробегают мимо спокойно идущего мимо них араба, возможно, представителя Вакфа и открывают огонь по стоящим полицейским.

В результате нападения трое сотрудников израильской полиции и пограничной службы получили огнестрельное ранение, двое из них вскоре скончались. Оба погибших полицейских тоже были арабами из отколовшейся тысячу лет назад от шиитского направления ислама секты друзов, старейшины которой заключили союз с евреями еще на заре становления Израиля. У 30-летнего Хаиля Сатауи из галилейской деревни Мрар остался трехнедельный первенец, а 22-летний Камиль Шанан из расположенной по соседству деревни Хурфейш был сыном бывшего депутата Кнессета.

Все три террориста, представители большого мусульманского клана Джабарин, были родом из находящегося неподалеку от Хайфы крупного арабского города Ум эль-Фахм. Их земляк известный исламский экстремист, неоднократно отбывавший наказание в тюрьме за насилие, связи с ХАМАСом и иранской разведкой, шейх Раед Салах возглавляет северную ветвь израильского Исламского движения. В 2015 году оно было объявлено вне закона за поддержку ХАМАСа и «Братьев-мусульман», в частности, за подстрекательство и насилие против евреев на Храмовой горе – деятельность, финансирование которой, Салах получал и, возможно, продолжает получать из Турции. В заявлении для СМИ ХАМАС заявил, что ответственность за теракт несет движение Раеда Салаха, а совершен он был в качестве мести за «осквернение евреями мечети Аль-Аксы» - под этим исламские террористы подразумевают совершаемые евреями подъемы на Храмовую гору.

Еврейские восхождения

Вопреки распространенному заблуждению, еврейская традиция не запрещает евреям подниматься на Храмовою гору. Действительно, сегодня большинство ультра ортодоксальных раввинов резко отрицательно относится к подобным восхождениям. Они утверждают, что поднявшийся без соответствующего тщательного ритуального очищения еврей может случайно оказаться на месте, где был расположен Храм или, вообще, забрести туда, где располагалась Святая святых Храма, и куда лишь один раз в году (в Судный день) мог войти Великий Коэн (первосвященник). Этой позиции, к слову, крайне удобной и мусульманам, и правительству, придерживается главный израильский раввинат. Вместе с тем, есть значительный список ортодоксальных раввинов сионистского направления, а также ультра ортодоксальных раввинов, которые позволяют подъемы на Храмовую гору при условии соблюдения базовых правил ритуальной чистоты и обход вершины горы по специально выверенному маршруту, исключающему заход в район, где располагались Первый и Второй Храмы.

В итоге, с каждым годом количество евреев, поднимающихся на Храмовую гору в соответствии с этими ограничениями возрастает. В них участвуют и светские евреи, и религиозные сионисты, и ультра ортодоксы и даже евреи, причисляющие себя к консервативному и реформистскому направлению - вот уж, действительно, единство народа в полной мере.

В прошлом подобные группы постоянно сталкивались с провокациями и подстрекательством со стороны как активистов Исламского движения, так и представителей Вакфа. Часто даже присутствие израильских полицейских не предотвращало конфликт. Это происходило до тех пор, пока нынешний министр внутренней безопасности Гилад Эрдан не запретил мусульманским активистам, участникам повторяющихся провокаций появляться на Храмовой горе, а представителям Вакфа, подданным иорданского короля, позволил контакты с еврейскими гражданами Израиля только через полицейских.

Так получилось, что накануне теракта, в четверг утром, мы с супругой и гостем из США поднялись на Храмовую гору в составе еврейской группы. Ядро составляла команда молодых религиозных сионистов, один из которых праздновал окончание двухлетнего срока «отлучения» от подъемов на Храмовую гору, наложенного на него полицией. Вина молодого человека состояла в том, что он «грубо нарушил полицейские предписания» и во время предыдущего посещения Храмовой горы, простерся ниц в направлении, здания «Купола над Скалой», прикрывающей согласно еврейской традиции Краеугольный камень мироздания и место, где располагалась Святая святых Храма.

Вершина Храмовой горы занимает довольно большую территорию. На южной ее оконечности, где во времена Ирода Великого находились административные храмовые постройки, располагается мечеть Аль-Акса. Рядом можно увидеть остатки античных колонн, вероятно, сохранившихся от Второго Храма. В центре горы - знаменитый позолоченный «Купола над Скалой», по сути не являющийся мечетью. Остальная территория фактически пуста, и арабские мальчишки регулярно гоняют там мяч. Мы встретили такую стайку и в этот раз.

Нас сопровождала группа представителей Вакфа, пытавшихся провоцировать и подгонять идущих евреев. Однако вместе с нами шла, и команда из 16 полицейских, пресекавших на корню любые конфликтные ситуации, а заодно внимательно следивших за тем, чтобы никто из евреев не стал бы молиться, простираться ниц или совершать другие религиозные акты. Полицейские, аккуратно снимающие все происходящее на несколько видеокамер, были учтивы, вежливы и доброжелательны. Следует сказать, что подобное поведение представителей власти к евреям на Храмовой горе тоже относительно ново и стало результатом ясных указаний нынешнего министра внутренней безопасности.

Все полицейские, судя по именам, написанным на значках, прикрепленных к мундирам, были неевреями - друзами или другими арабами. Похоже, что этот факт - что и на Храмовой горе, и в здании над Пещерой Праотцов - Меарат ха-Махпела в Хевроне, контроль над которой был также передан в свое время иорданскому Вакфу, полицейскими служат исключительно неевреи, является негласной уступкой властей враждебному иорданскому управлению. Олицетворяющие израильский суверенитет полицейские и солдаты в этих местах, по крайней мере, не являются евреями.

Нам запомнился один из полицейских, молодой, симпатичный друз, который был настолько дружелюбен, что даже предупреждал о ступеньках, чтобы никто не споткнулся. Мы закончили обход и пожелали полицейским хороших выходных. Они нам - мирной субботы. Наутро следующего дня наш вежливый проводник был убит террористами.

Не упустили упустить возможность

Сразу после теракта, Храмовую гору, где полиция проводила оперативное расследование и искала тайники с оружием, закрыли для всех посетителей, вызвав проклятия и осуждения в арабском мире. В воскресенье, когда ее вновь открыли, на всех входах, а не только на том единственном, через который проходят немусульмане - евреи, христиане, туристы, установили рамочные металлодетекторы. Подобная рекомендация была сформулирована полицией еще три года назад, после очередных арабских беспорядков на Храмовой горе, но правительство тогда не пошло на это, опасаясь ответной вспышки мусульманского гнева.

Как и ожидалось, Вакф был в ярости и призвал мусульман, идущих на молитву в Аль-Акса не проходить через металлодетектор. Часть мусульман игнорировала призывы и прошла на молитву. Другие же, отказавшись, устроили показательные моления, тщательно задокументированные многочисленными журналистами прямо перед полицейскими, стоящими возле металлодетекторов, у входов на Храмовую гору.

Представители Вакфа отказавшихся проходить досмотр на Храмовую гору не попали. В итоге, поднявшиеся на Храмовую гору в понедельник еврейские группы впервые за долгие годы шли по Храмовой горе в сопровождении полицейских, но без враждебно настроенных представителей Вакфа.

К моменту написания этих строк беспорядки вокруг Храмовой горы, инициируемые мусульманами, не желающими проходить через металлодетекторы, продолжаются. Пока не ясно, устоит ли правительство перед этим давлением. Недовольство Вакфа и исламских радикалов, подзуживающих мусульман объясняется просто. Они не приемлют любое проявление израильского суверенитета на Храмовой горе. На этот раз, однако, они поставили себя в довольно глупое положение, зациклившись против очевидной и понятной международному сообществу, и любому здравомыслящему человеку мере, не унижающей достоинство молящихся, а наоборот, служащей их же безопасности. Точно такие же металлодетекторы, к слову, используют в целях безопасности в Мекке - важнейшей святыне ислама.

Впрочем, и правительство Израиля тоже не упустило случая, упустить возможность, обязавшись в первые же часы после теракта на Храмовой горе сохранять нынешний статус-кво, то есть не позволять евреям и христианам там молиться и даже просто проносить предметы культа. Это кажется серьезной ошибкой. Ведь подобное потакание вздорным требованиям, как раз и стимулирует мусульманских экстремистов, чувствующих, что насилие оправдано, на совершение новых терактов.

Возможное решение

Разумным и достойным решением на Храмовой горе могла бы сегодня стать модель, аналогичная той, что применяется в хевронской Меарат ха-Махпела. Там часть комплекса открыта только для мусульман, другая же только для евреев и всех остальных, кроме мусульман. При этом десять дней в году, на основные мусульманские праздники все здание открыто для мусульман, зато в десять важнейших праздничных еврейских дней оно полностью открыто для евреев и любых других посетителей.

Огромная пустая территория Храмовой горы (в разы большая, чем площадь Меарат ха-Махпела) могла бы легко вместить евреев и христиан, желающих молиться в этом месте, так, чтобы при этом мусульмане могли бы спокойно совершать свои молитвы в мечети Аль-Акса. И при этом, каждая из сторон, могла бы получить свои дни, дни особенно важных праздников, для полного использования всей территории.

В этом решении не было бы попрания прав ни одной из религий, наоборот, именно так, в демократическом обществе, где блюдется свобода вероисповедания и должны быть защищены права каждого законопослушного гражданина, туриста, просто человека.

Станут ли нынешние события триггером для подобного развития ситуации, сложно сказать заранее. Но хотелось бы надеяться. Ведь, как известно, дорогу к Храму, осилит идущий.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке