Читайте также
Визит Дональда Трампа породил в Израиле не только дорожный хаос, но и необычайное разнообразие мнений. Пожалуй, ни одно событие и ни одна персона прежде не вызывала столь противоречивых оценок. Американского президента ругают и хвалят за одно и то же и обвиняют в прямо противоположных вещах.
Так, например, Трамп удостоился благодарности и восхищения израильтян за то, что в первый же свой зарубежный вояж посетил Израиль и Иерусалим, что свидетельствует об его искренних дружеских чувствах к еврейскому государству. Министр экологии Зеэв Элькин напомнил, что Барак Обама приехал в Израиль только в начале своей второй каденции и вообще предпочитал действовать через посредников. Но кое-кто из оппонентов желчно отмечает, что президент во время своей предвыборной кампании обещал в первую очередь нанести визит в Израиль, а в итоге начал с Саудовской Аравии. И вообще ближневосточное турне преследовало скорее рекламные цели – весь мир наблюдал за восторженным приемом, который оказывали Трампу в Эр-Рияде и Иерусалиме, он показал себя щедрым миротворцем и энергичным бизнесменом, но дальше красивых фраз дело не пойдет.
Многие политики и обозреватели дали высокую оценку посещению Трампом – первым из американских президентов - Старого города и Стены Плача. Другие сетуют, что он так и не признал статуса Иерусалима как израильской столицы и ушел от вопроса о переносе посольства. О признании Иерусалима дважды настойчиво напомнил Трампу глава «Еврейского дома» Нафтали Беннет, который также воспользовался случаем, чтобы лишний раз заявить о своем несогласии "отдать даже сантиметр земли нашим врагам".
Обсуждение визита Трампа порой доходит парадоксов. Одни комментаторы радуются, что политика новой администрации будет отличаться от прежней, как небо и земля: Трамп стоит на стороне Израиля в то время как Обама симпатизировал арабам. Другие уверены, что между Трампом и Обамой нет никакой принципиальной разницы – благие намерения исчезнут, как только новый президент столкнется с жесткой региональной реальностью. Даже Элькин, который в целом оценивает визит Трампа позитивно, критикует его за те случаи, когда Трамп, по его мнению, "говорит языком Обамы". Это касается чрезмерного доверия американского президента к Махмуду Аббасу и увязывания всех ближневосточных конфликтов с палестино-израильским урегулированием.
Разногласие царит и по поводу сделки, заключенной США с Саудовской Аравией. Премьер-министр предпочитает не высказываться по этому поводу, но недовольство многомиллиардными соглашениями о поставках вооружений уже выразил министр обороны Авигдор Либерман. Как известно, Израиль в течение многих лет пытался помешать попаданию в руки саудитов высокотехнологичного американского оружия. Заключенная Трампом сделка в десять раз крупнее, чем вся военная помощь, которую получит от США Израиль согласно последнему меморандуму.
Но еврейскому государству не о чем волноваться, тут же возражают другие политики и аналитики, ведь Саудовская Аравия получит главным образом оборонительное оружие. Кроме того, Трамп сам обещал, что израильская армия сохранит технологическое преимущество в регионе. Да и причин воевать у наших стран нет, напротив, они тесно сотрудничают в военной и разведывательной сферах против общего врага – Ирана.
В конце концов, Израиль все равно не может повлиять на решение Трампа, а наши финансовые возможности несравнимы с саудовскими, резонно замечает бывший посол Израиля в США Дани Аялон.
Самой острой критике – как справа, так и слева – подвергается подход Трампа к палестино-израильскому конфликту. Официальная позиция израильского руководства на редкость оптимистична: предложенное нам урегулирование с арабскими странами на первом этапе, еще до переговоров о создании палестинского государства открывает большие перспективы. В правом лагере отмечают, что во время визита Трампа в Израиль ничего не было сказано о строительстве в поселениях. Неназванные источники делают из этого вывод, что поселения надо срочно расширять и распространять израильский суверенитет на всю Иудею и Самарию. Левые политики, напротив, критикуют президента за то, что он подыгрывает Нетаниягу, не желающему двигать вперед мирный процесс.
Впрочем, ожидается, что скоро Трамп выдвинет новую программу действий, которая потребует уступок от обеих сторон. За это его заранее хвалят: наконец-то сложились условия для мира, и порицают - ведь он обещал не навязывать Израилю никаких условий и позволить еврейскому государству самому принимать решения. Нарушение этих обещаний усматривают и в новом требовании Белого дома – расширить территорию В, которая находится под частичным контролем палестинских служб безопасности.
Категоричная позиция американской администрации в отношении Ирана также вызвала неоднозначную реакцию. Президент Трамп сорвал бурные аплодисменты, заявив, что не позволит Тегерану получить ядерное оружие и угрожать Израилю. Но не придется ли заплатить за эту поддержку невыгодным для еврейского государства договором с палестинцами? Кто-то считает, что нет, кто-то – что эти два вопроса полностью взаимосвязаны. Но, опять же, все это утверждают израильские политики и журналисты, а не сам Трамп.
В общем, президент США в своем ближневосточном турне продемонстрировал блестящий пример того, как, сказав много громких красивых слов, не сказать ничего по существу. Наиболее здравомыслящие аналитики предлагают подождать, пока на смену словам придут конкретные дела. Но в чем тогда смысл произнесенных речей и всего этого визита? Саудовская Аравия хотя бы получила миллиардные контракты, а что получил Израиль? Селфи Орена Хазана? Или главное все же было сказано в кулуарной беседе Трампа и Биби? А может, надо просто перестать ждать, что президент США или кто-то другой принесет нам на блюдечке решение, которое бы устраивало всех?..