Читайте также
В Израиле с нетерпением ожидают визита президента США Дональда Трампа. При этом все с недоумением воспринимают его последние заявления, тем более - заявления представляющих его администрацию дипломатов. Ведь еще не так давно, в ходе своей предвыборной кампании, да и потом, во время визита в США премьер-министра Биньямина Нетаниягу, Трамп клятвенно обещал, что никакого навязывания Израилю условий урегулирования с ПА не будет, что Израиль сам будет решать, на каких условиях он может заключить соглашение, и президент примет любое решение Израиля. Одновременно, как о вопросе решенном, говорилось о непременном переводе посольства США в Иерусалим. Теперь вдруг все повернулось на 180 градусов: не только о переносе посольства уже речь не идет, но и под вопросом оказалась принадлежность Израилю Котеля (Западной Стены Храмовой горы). Трудно было представить, что причиной такого резкого поворота в позиции президента стал недавний визит в Вашингтон давно потерявшего легитимность "президента" ПА Абу-Мазена (Махмуда Аббаса).
Объяснение пришло из недавней статьи Изи Либлера, в прошлом возглавлявшего еврейскую общину Австралии, а ныне живущего в Израиле.
Как пишет Либлер в опубликованной 14 мая статье, президент Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Рональд Лаудер на протяжении первой недели мая сделал несколько заявлений, показывающих, что это он заставил президента Трампа признать, что мир между "палестинцами" и Израилем, оказывается, возможен. Лаудер подчеркнул, что он считает "президента" Аббаса умеренным и преданным идее мира с Израилем.
Лаудер открыто заявляет, что до сих пор правительство Израиля и особенно ПМ Нетаниягу были недостаточно гибкими, но теперь президент Трамп может достичь успеха в своих усилиях. То есть, та цель, в которой не преуспел его предшественник Обама - заставить ПМ Нетаниягу отступить от защиты интересов Израиля - президенту Трампу по силам.
Не странно ли слышать это из уст человека, о котором еще до недавнего времени говорили как о друге Биньямина Нетаниягу? Да еще в тот момент, когда Израиль, только что отпраздновавший свой 69-й День независимости, готовится отметить 50-ю годовщину величайшей своей победы - освобождения Иудеи и Самарии и воссоединения своей вечной столицы - Иерусалима, половина которого находилась под иорданской оккупацией на протяжении 19 лет после возрождения израильской государственности в Эрец Исраэль. По всем параметра Израиль находится в прекрасной форме; его экономика расцветает, и его военная мощь неоспорима.
При наличии американской администрации, которая не стесняется открыто говорить о своей поддержке и о своих союзнических отношениях с Израилем, последний находится в идеальной ситуации для достижения многих своих стратегических целей, в том числе установления постоянных границ, согласования параметров поселенческой деятельности и, наконец, формальной аннексии основных поселенческих блоков или даже всей территории Иудеи и Самарии. Настало время говорить и о признании американской администрацией израильского суверенитета на Голанских высотах.
Но для достижения этих целей от Израиля требуется искусная дипломатия и твердость позиции. На этом фоне то, что проявилось в последнее время в среде американского еврейства, Либлер характеризует как "сюр". "Лидеры прогрессивных религиозных деноминаций ведут себя как одержимые", пишет Либлер.
Однако с выступлением Лаудера ситуация стала особенно тревожной и опасной. Как выяснилось, Лаудер, который в течение многих лет находится в тесных дружеских отношениях с президентом Трампом, на протяжении последних лет проводил частные встречи с Аббасом. Теперь он старается, пользуясь дружеским доверием Трампа, убедить его в том, что Аббас искренне и в самом деле стремится к миру с Израилем.
Либлер, который вот уже 20 лет дружит с Лаудером - с тех пор как последний служил послом США в Австралии - утверждает, что Лаудер предан еврейскому народу и благоденствию Израиля, для которого он много сделал, как прямыми инвестициями, так и филантропической помощью. В значительной степени благодаря деньгам Лаудера, возобновилась и до того практически полностью растоптанная еврейская жизнь в бывшей советской империи и ее сателлитах.
Однако заслуги Лаудера вовсе не оправдывают его попыток вытеснить израильскую дипломатию и навязать Израилю свою позицию в вопросе жизни и смерти страны. В конце концов, Израиль - демократическое государство, в котором Лаудер не живет и где его никто не выбирал и не уполномочивал на ведение переговоров с нашим заклятым врагом. Тем более, что за результаты этих переговоров расплачиваться будем мы и наши дети. Сам же Лаудер, обнаружив свою ошибку, лишь поцокает языком и горестно разведет руками.
Мы не знаем, что произошло между Лаудером и Нетаниягу. Известно, что они были в очень близких дружеских отношениях, и Лаудер преданно поддерживал Нетаниягу в годы изоляции последнего после поражения на выборах 1999 г. Однако пять лет назад отношения прервались, по-видимому, после того как Лаудер, владевший 30% акций 10 канала ИТВ, не сумел предотвратить злобную кампанию демонизации семьи Нетаниягу. С тех пор Нетанигу дистанцировался от Лаудера и возглавляемого им ВЕК.
Как следует из статьи Либлера, у Лаудера всегда были весьма амбициозные планы. Он мечтал о том, что в один прекрасный день он станет тем еврейским лидером, который сумеет привести к истинному мирному урегулированию. Во имя этой цели он встречался с Аббасом, не понимая, что тягаться с арабским хитрецом и профессиональным шулером наивному американскому еврею не по плечу. В результате Аббас действительно обхитрил его: он заставил Лаудера поверить, что он сумел убедить Аббаса и превратить его в миротворца, который ради мира готов на "значительные уступки".
Пользуясь своими личными дружескими отношениями с Лаудером, Либлер позвонил влезшему в политику филантропу. Но их длинный телефонный разговор не увенчался успехом - Либлеру не удалось убедить Лаудера, что он витает в облаках и очень далек от реальности. Как пишет Либлер, Лаудер "с почти мессианской страстностью" говорил о мире, которого мы теперь можем достичь.
Не помогло и напоминание Либлера о том, что своим вмешательством Лаудер нарушил железное правило еврейских лидеров Диаспоры: те, кто не живет в Израиле, не вмешиваются в политику безопасности и в отношения между иностранными правительствами и избранным правительством Израиля. Не помогло и напоминание о том, что политика Нетаниягу выражает позицию большинства граждан страны.
Либлер характеризует поведение Лаудера как возмутительное, особенно в свете того факта, что он никогда не обсуждал свой план с ПМ Нетаниягу. По словам Лаудера, которые цитирует Либлер в своей статье, три его попытки вступить в диалог с Нетаниягу были категорически отвергнуты последним. Нетаниягу просто отказался встречаться с Лаудером.
В разговоре с Либлером Нетаниягу не скрывал, что вмешательство Лаудера очень огорчает и сердит его. Он говорит о нем как о "самом крупном препятствии, которое он должен преодолеть", в связи с влиянием Лаудера на Трампа и его продвижением "мирной программы", которую Израиль отверг, но которая может выглядеть привлекательной для американского президента, поверившего под влиянием еврейского лидера, что быстрый мир вполне достижим.
Либлер предупредил Лаудера, что двуличный Аббас может легко обвести его вокруг пальца, что он отпетый антисемит с раздвоенным змеиным языком, который выставляет себя перед внешним миром в облике миротворца и умеренного политика, одновременно пропагандируя религиозную ненависть и антисемитизм среди арабов ПА.
Либлер спросил Лаудера, считает ли он, что "умеренный" Аббас сможет: - сосуществовать с еврейским государством; - согласиться с мерами, которые сочтет нужным принять Израиль для обеспечения демилитаризации палестинского образования и предотвращения иранского нашествия; - принять, что крупные поселенческие блоки будут аннексированы Израилем; - положить конец грязной пропаганде ненависти, текущей из мечетей, школ и СМИ, которые представляют евреев недочеловеками и призывают к уничтожению Израиля, подстрекая к убийству израильтян; - отказаться от "палестинского права на возвращение" в Израиль; - прекратить еженедельные выплаты убийцам евреев и их семьям; - прекратить прославление массовых убийц в виде присвоения их имен школам, городским площадям и даже футбольным командам для увековечения их памяти.
Либлер вполне здраво предсказывает, что Аббас на все это не согласится. Единственное, чего он добивается, это убедить Трампа провести переговоры, в то же время не идя ни на какие уступки и делая фальшивые жесты для подрыва положения Израиля в мире.
Либлер напомнил Лаудеру, что Аббас избегает демократических выборов и поэтому его ненавидит сейчас даже подчиненное ему население ПА, которое он нафаршировал такой ненавистью к Израилю, что даже если бы он и впрямь захотел пойти на уступки, он бы не смог этого сделать, потому что его бы немедленно сбросили или убили.
Либлер также спросил Лаудера, в случае если будет достигнуто соглашение, включающее территориальные уступки со стороны Израиля, что, по мнению Лаудера, помешает ХАМАСу вторгнуться на территории, более не защищаемые Израилем. И хотя на этот вопрос, как и на другие, у Лаудера ответа не нашлось, он остался при своем мнении и убежден в своей правоте. Он с гордостью сообщил, что его засыпают письмами поддержки, в том числе и его бывшие критики. Либлер вполне логично заметил, что это едва ли можно рассматривать как положительный признак.
Изи Либлер, как и большинство израильтян, мечтает о настоящем мире. Но он справедливо опасается, что при всех добрых намерениях Лаудера, он может, сам того не желая, подорвать единственную великолепную возможность, впервые возникшую для установления отношений с США как с истинным союзником.
По мнению Либлера, зловредное влияние Лаудера на Трампа - ввиду его близости к президенту - может быть даже опаснее, чем кампания враждебной Израилю J-Street. Лаудер утверждает, что даже если его усилия окажутся безуспешными, мы ничего не потеряем, а просто вернемся к пресловутому статус-кво. Зато мы покажем, что пытались, говорит он, не понимая, что его безнадежная и неумная попытка может навсегда испортить отношение Трампа к Израилю.
Вскоре после инаугурации Трампа я писала, что перевод американского посольства в Иерусалим - это тест для обоих лидеров - Трампа и Нетаниягу. Сегодня уже можно сказать, что они этот тест провалили. Но виной тому не Трамп и не Нетаниягу, а переполненный самомнением «всемирный» еврейский лидер.