Читайте также
9 мая все официальные лица Израиля, добравшиеся до какой-нибудь трибуны, обращенной к русскоязычной аудитории, поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны с Днем победы, говорили проникновенные речи об уважении, благодарности, заботе... А 10 мая прекратила вещание радиостанция РЭКА, в течение 26 лет служившая ветеранам главным источником информации, собеседником, другом.
Значение РЭКИ для миллионной израильской русскоязычной общины трудно переоценить. Даже несмотря на то, что в Израиле никогда не чувствовался дефицит русскоязычных газет, журналов, издательств, телеканалов и интернет-сайтов – радио РЭКА занимало особую нишу, являясь, по выражению вождя мирового пролетариата, не только пропагандистом и агитатором, но и организатором трудящихся масс. Причем эта организационная деятельность началась еще тогда, когда подавляющее большинство организуемых жили в СССР и вслушивались оттуда в "Голос Израиля" – прародителя РЭКИ.
В последние годы многотысячная аудитория РЭКИ по понятным причинам все больше стала приникать к другим источникам информации – и на более знакомом новому поколению иврите, и более продвинутым технически. Но рейтинг РЭКИ, даже в последние годы, когда радио слушали главным образом старики, так и не освоившие иврита, по-прежнему превышал рейтинги большинства израильских радиоканалов.
Политики один за другим начали рассказывать, как они спасали подававшую сигналы SOS радиостанцию. Спикер кнессета Юлий Эдельштейн, много лет продвигающийся в политике, как представитель репатриантов, поведал, как он, получив от премьер-министра "портфель Управления связи", пытался кинуть РЭКЕ спасательный круг, но та его не поймала. Развел руками министр обороны Авигдор Либерман, многие годы действительно помогавший РЭКЕ держаться на плаву. А премьер-министрНетаниягу, обязанный стабильностью своего правительства именно русскоязычным избирателям, даже публично посетовал на то, что все было сделано без его ведома и без учета его мнения, и вообще он не уполномочен принимать такие решения.
Попробовали бы "без его ведома и без учета его мнения" сократить хотя бы одно из многочисленных СМИ, контролируемых религиозными партиями! Мастер компромисса, Нетаниягу пустил бы в ход все возможные, рычаги влияния, чтобы не упал ни один волос из коалиционных пейсов. Между тем, кадровый состав РЭКИ в ходе подготовки реформы потерял почти 2/3 своего творческого коллектива.
Распад РЭКИ начался после того, как ее первый бессменный руководитель Дорит Голандер уехала в Москву, руководить израильским посольством. Редакционную политику стали определять личные пристрастия, пропали из эфира программы, державшие уровень этого популярного СМИ. Под видом профессиональной журналистики стали задавать тон политические интересанты. Выпихнули на пенсию нескольких журналистов, голоса которых были во многих израильских домах чем-то вроде семейной реликвии. А после передачи руководства в руки чиновников, не интересующихся жизнью "этих русских", распад стал стремительно прогрессировать.
Впрочем, падение РЭКИ в большой степени стало следствием ее собственного отношения к журналистской профессии. Новости – основа и горючее любого СМИ, на РЭКЕ почти всегда были "осетриной второй свежести", переводом из иврито- или англоязычных источников. Можно по пальцам пересчитать, сколько за эти 26 лет было на РЭКЕ настоящих сенсаций, которые заимствовали бы у "русских" ивритоязычные коллеги, а не наоборот. А ведь в израильских государственных, армейских, дипломатических структурах на самых высших должностях работают те самые "представители репатриантов", попавшие на эти должности не без поддержки РЭКИ и ее слушателей. Почему же за все эти годы так и не установилась связь, позволявшая получать у "своих" эксклюзивную информацию, и желательно, раньше резвых израильских коллег. Почему эти "свои" источники предпочитали пользоваться для сенсационных сливов "чужими" каналами?
Ставка на мнения – в ущерб эксклюзивной, острой, свежей информации отодвигала радиостанцию в задние ряды профессионального соперничества с другими СМИ, формировала имидж эмигрантского начинания, оттесняла в нишу социальных проектов. Баласт, от которого избавляются первым делом. От него и избавились, оборвав вещание на полуслове и через несколько дней восстановив его в рамках новой государственной структуры, в выхолощенном виде.
Теперь "русскую улицу" пытаются убедить, что РЭКА стала даже еще лучше. Но можно к популярному у слушателей астрологу не ходить, чтобы предсказать, что это будет уже не то "русское радио", которое 26 лет было одним из самых заметных культурных явлений Алии 90-х.
В одну РЭКУ не войти дважды.