Читайте также
Святость жизни
В недельной главе "Тазриа" говорится: "И говорил Господь Моше так:… если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения ее по обычной болезненности ее будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его. И тридцать три дня должна она оставаться в чистом кровотечении ее; ни к чему священному не должна прикасаться и в святилище не входить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она девочку родит, то она нечиста две недели, как во время своего отлучения, и шестьдесят шесть дней должна оставаться в своем кровотечении чистом. По исполнении же дней очищения ее за сына или за дочь пусть принесет она ягненка однолетнего во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в шатер соборный, к священнику. И он принесет это пред Господа, и искупит ее, и станет она чиста от течения кровей ее. Это закон о рождающей мальчика или девочку. Если же она не в состоянии (принести в жертву) агнца, то пусть возьмет двух горлиц, или двух молодых голубей: одного во всесожжение, а другого в жертву грехоочистительную, и искупит ее священник, и она станет чиста" (12:1-8).
Поначалу может показаться, что нечистота роженицы связана с кровотечением. Однако это не так. Раши со ссылкой на трактат Нида (21а) уточняет, что нечистота, вызванная родами, не сводится к нечистоте, вызванной кровотечением, которым роды обыкновенно сопровождаются, и даже никак с ней не связана. Сами роды, даже если бы они не сопровождались кровотечением, делают роженицу нечистой.
Какая тому может быть причина?
При этом дополнительно озадачивает, с чем может быть связан более долгий период нечистоты при рождении девочки?
Так Сончино пишет: "Трудно привести какое-либо рациональное объяснение, почему срок ритуальной нечистоты удваивается в случае рождения девочки. Поскольку процедура очищения от ритуальной нечистоты после рождения девочки точно такая же, как и после рождения мальчика, невозможно утверждать, что женщина считается сама по себе более нечистой, чем мужчина".
Источником нечистоты, как известно, в первую очередь является человеческий труп. Т.е. сосуд, некогда наполненный жизнью, но теперь ее лишившийся. Поэтому существует объяснение (в частности его приводит "Ор aХаим"), согласно которому роды, сопровождающиеся исходом одного тела из другого, напоминают умирание.
Во время беременности женщина, несущая в себе дополнительную душу, обретает большую жизненность, достигает также и большей святости. После же того, как плод оставляет женщину, ее тело, уже свыкшееся с ношением двух жизней, на какое-то время становится "разбалансированным", т.е. относительно мертвенным, а потому и нечистым. Причем зачатие дочери, которая сама несет в себе потенциал дополнительного жизненосительства, более увеличивает святость нежели зачатие мальчика, и соответственно нечистота после родов девочки более продолжительна.
Спору нет, объяснение хорошее. Возможно, его даже можно признать исчерпывающим и перестать докапываться далее. Между тем, это всего лишь одна из возможных гипотез, в то время как нечистота, возникающая в результате рождения - это данность, это исходный факт, роняющий некоторую тень на детородную функцию человека.
Дурная компания
Как бы то ни было, в законе нечистоты роженицы невольно улавливается парадокс, которым отмечена вообще вся сфера "деторождения" и предшествующих ему отношений. В эту сферу как будто бы вмонтирована некоторая двусмысленность, некоторая амбивалентность. Детородная сфера исходно отмечена смешением "высокого" с "низким", чистого с нечистым.
Возвышенное и низменное, "верх" и "низ" - реалии в целом вполне однозначные. Так лицо человека прекрасно и публично. Глаза его открыто смотрят в глаза другого, а уста поглощают прекрасные плоды и изрекают остроумные и глубокомысленные суждения. Между тем выделительные органы отталкивающи, и в норме их тщательно скрывают от посторонних глаз.
Но детородная функция, казалось бы, исходно не наделенная негативной значимостью, в то же время оказалась прочно связана с "низом".
Половая система самым тесным образом увязана с выделительной, увязана до такой степени, что у мужчин эти системы вообще объединены в так называемую "мочеполовую систему". Месторасположение половых органов невольно задает их общий "низкий" эйдетический статус.
Цветы растений, являющиеся аналогами человеческих гениталий, не стыдно поставить на самое видное место. В то же время, первым порывом вкусивших от запретного плода наших прародителей, было желание скрыть свои детородные органы. А ведь согласно устной Торе до той поры Адам и Хава уже их использовали по назначению. Может быть дело здесь не только в обретении (при вкушении от древо познания) рефлексии, а в какой-то более глубокой трансформации, в результате которой детородные органы оказались в изгнании, оказались в компании самых презренных человеческих членов - выделительных?
Исходно чистая и благородная функция дарования жизни оказалась скомпрометирована своей близостью к однозначно неприглядным отправлениям. В результате половые органы стали даже задавать основной тон в фольклорном комплексе, прозванном Бахтиным "материально-телесным низом".
Любовные отношения исходно сложны и опасны, в них заключены бездны и выси. С одной стороны, они сверкают чистотой высокогорного снега, но с другой, никуда больше невозможно навалить столько грязи, сколько в эти отношения. И месторасположение играет в этом сложном комплексе не последнюю роль.
Людская любовь поэтому осуждена на амбивалентное смешение высокого и низкого, что в значительной мере проявляется в различных формах сексуальной зависимости, прежде всего связанной с насилием. Ласки и истязания переплелись в этой сфере, как деторождение и испражнение.
Мишель Фуко, по-видимому, был прав, заявив, что садизм - это не "практика древняя, как Эрос", а "крупный культурный факт, появившийся как раз в конце восемнадцатого столетия".
Усилиями правозащитников (на протяжении десятилетий яростно отстаивающих сексуальную вседозволенность) в ХХ-ом и ХХI-ом веках садизм сделался не просто крупной, а в высшей степени легитимной и даже респектабельной формой сексуальности, по меньшей мере, в тех случаях, когда садист находит свою половину в лице мазохиста.
Наравне с речью сексуальность - это некоторая последняя подлинность человека, то самое его ядро, которое определяет его вечность. Каким человек сформировал себя в своих сексуальных отношениях - таково его нутро, такова его натура, таков он сам. Если он сплавил любовь с ненавистью, если он отравил свой колодец, если высадил цветы бутонами вниз и корнями вверх, он может прожить долгую и по-своему счастливую жизнь, у которой между тем не будет много шансов продолжения в мире грядущем.