Читайте также
Образ предводителя народа Моше будоражил воображение многих художников, писателей, музыкантов и кинематографистов. Сегодня и мы вспомним об этом герое Торы, нашей истории и Пасхальной Агады.
Разговор у нас пойдет о каббалистической трактовке этого образа.
В беседе со своим учеником, известным сценаристом и кинорежиссером Семеном Винокуром доктор Михаэль Лайтман дает каббалистический комментарий на рассказ Торы об исходе из Египта
- О рождении Моше, которому суждено было стать величайшим вождем в истории еврейского народа, Тора рассказывает очень подробно.
Что было особенного в этом ребенке?
- Прежде всего замечу, что мы будем говорить не о поверхностном прочтении Торы, а о ее глубинном смысле, - что и является в ней главным.
Когда мы постигаем скрытое содержание Торы, перед нами раскрывается внутренний мир человека - действующие в нем силы, желания, свойства. Внутри нас - множество разных желаний. Одни называются в Торе "Египтом", или "египтянами", другие - "сынами Израиля".
Все образы Торы символизируют различные желания, которые начинает различать в себе человек на определенном этапе развития. В желании "еврей" есть в потенциале стремление измениться, освободившись от власти эгоизма. Желания "египтяне" пока к этому не готовы, им хорошо и удобно в состоянии "Египет". Эти египтяне порабощают сынов Израиля, властвуют над ними и причиняют им зло.
Как мы не раз уже говорили, основой человеческой природы является желание получать наслаждение, эгоизм. В Торе его олицетворяет "Фараон" - сила, властвующая над человеком, заставляя его любить только себя и заботиться только о своем личном благополучии, используя других людей для своего блага и стараясь подчинить их своей власти.
Чтобы распознать в себе "Фараона" и ощутить его власть над нами, в нас должно родиться новое, более высокое желание. Это маленькое желание и называется "Моше". Если мы будем за него держаться, оно в итоге приведет нас к желанной свободе.
- В чем суть этого желания?
- В противовес "Фараону", "Моше" тянет ("мошех") человека наружу из желания все время заботиться только о себе в другую реальность - вне его чисто личных интересов.
- Что такое другая реальность?
- Желание "Моше" постепенно пробуждает в тебе новое восприятие жизни. Ты выходишь из своего узкого мирка в новый, широкий мир - мир без границ. В мир, законы которого противоположны эгоистическим законам, ограничивающим тебя сейчас. Освободившись от необходимости непрерывно заботиться о себе, ты иначе начнешь относиться к окружающим - с заботой, любовью, по-доброму.
- Относиться ко всем с любовью? Это не представляется реальным. И вообще, какое отношение к восприятию реальности имеет любовь?
- Ты прав, в нашем эгоистическом восприятии мира слово "любовь" мы определяем как положительное отношение ко всему, что доставляет нам наслаждение. Человек ощущает себя центром мира, а все, что вокруг, или хорошо, или плохо - для него.
- А чем плохо немного любить себя?
- Любовь к себе абсолютно естественна, но из-за нее ты погружен только в себя, ты - раб своего желания получать наслаждения.
- Почему?
- Когда ты в центре, твое восприятие очень узко, ограничено личными переживаниями, ты замкнут только на себе. А "Моше" выводит тебя из этого узкого восприятия мира в общую реальность, не ограниченную стремлением из всего непременно извлекать выгоду. Ты начинаешь чувствовать других, перед тобой открываются новые горизонты.
- Но это против природы человека. Люди никого не видят, кроме себя.
- Ты прав. Любовь к себе - это природа, с которой мы рождаемся. Человек видит вокруг себя только то, что может принести ему пользу или вред. Однако есть люди, в которых раскрывается это желание "Моше", исходящее с особого уровня внутреннего развития человека.
- Непонятно.
- Это новое желание позволяет тебе подняться над эгоистическим механизмом внутри тебя, остановить бесконечный и бессмысленный бег за все новыми кратковременными наслаждениями и познать законы большой системы, в которой ты живешь.
- Если Моше символизирует желание выйти из границ своего эгоистического мировоззрения, - почему он рос во дворце Фараона, олицетворяющего эгоистическую силу?
- "Ребенок Моше" - это поначалу маленькое и слабое желание, поэтому оно тоже находится под властью "Фараона". Но когда это желание растет в человеке и развивается, оно начинает светить ему, как фонарь.
У него появляется ощущение, что он уже не в состоянии оставаться "в доме Фараона" - то есть, под управлением своего эгоизма. Он должен бежать оттуда.
- Значит, "Моше" - это добрая сила, которая "светит" во мне, чтобы я увидел силу зла, властвующую надо мной?
- Да. Большинство людей не видит, что эгоизм управляет ими, потому что желание "Моше" пока еще "не светит" им. А без него не удается распознать "Фараона", а тем более, бороться с ним.
По сути, идет борьба между двумя мировоззрениями. Растущее в человеке "антиэгоистическое" мировосприятие выступает против его естественного эгоистического восприятия мира.
- Чтобы обрести свободу, Моше пришлось лицом к лицу столкнуться с Фараоном.
- Да, но здесь надо отметить очень важный фактор.
- Какой?
- Творец.
- Моше пас скот в пустыне, и вдруг…
"...И УВИДЕЛ МОШЕ: ВОТ КУСТ ЕЖЕВИКИ ПЫЛАЕТ ОГНЕМ, НО НЕ СГОРАЕТ. И СКАЗАЛ МОШЕ: "ПОВЕРНУ ТУДА, ПОСМОТРЮ НА ЭТО ВЕЛИКОЕ ДИВО. ОТЧЕГО НЕ СГОРАЕТ ЭТОТ КУСТ?" И… ПОЗВАЛ ЕГО ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ КУСТА ЕЖЕВИКИ: "МОШЕ, МОШЕ!". И ОТВЕТИЛ ТОТ: "ВОТ Я!"
Это одна из самых увлекательных сцен в рассказе. Что это за голос, доносящийся из горящего куста?
- Описание впечатляющее, но речь идет не о внешней картине, а о внутреннем раскрытии, происходящем в человеке.
- Что такое внутреннее раскрытие Творца?
- Творец - это общая сила природы. Раскрыть Его - значит раскрыть общую систему, управляющую всем творением, всей реальностью. Это происходит тогда, когда человек начинает соответствовать свойствам Творца.
- Творец зовет: "Моше, Моше!" И Моше отвечает: "Я здесь". О чем идет речь?
- Это похоже на работу твоего телефона. Он принимает только те волны, которым соответствует. У человека от рождения есть только желание получать. Чтобы раскрыть, почувствовать Творца, надо настроиться на "частоту" Его желания давать и любить. Это и есть "частота" желания "Моше" - желания объединения с ближними, делать всем добро, желание давать и любить.
Когда человек начинает развивать в себе это новое качество, он начинает чувствовать, что Творец как бы "разговаривает" с ним. Это и есть расширение диапазона восприятия реальности.
- Почему Творец Сам не выводит сыновей Израиля из Египта, а требует этого от Моше?
- Чтобы уподобиться Творцу, человеку надо стать независимым и самому принять соответствующее решение.
- Вместе с тем, Творец предупреждает Моше:
"Я ЗНАЮ, ЧТО НЕ ПОЗВОЛИТ ИДТИ ВАМ ЦАРЬ ЕГИПТА, НО НЕ ПОТОМУ, ЧТО ВЛАСТЬ ЕГО КРЕПКА".
А затем Он обещает:
"ПРОТЯНУ Я РУКУ СВОЮ И ПОРАЖУ ЕГИПЕТ ВСЕМИ ЧУДЕСАМИ МОИМИ, КАКИЕ ЯВЛЮ В НЕМ, И ЛИШЬ ПОСЛЕ ЭТОГО ОТПУСТИТ ОН ВАС".
Творец, по сути, успокаивает Моше: "Не волнуйся, ты не один. Я с тобой".
- Человек не может противостоять "Фараону" - своему эгоизму, - если не обладает противоположной силой. Эгоизм - это очень большая сила. Вся реальность, в которой мы живем, - это поле эгоистической силы. Сила эгоизма управляет всем - нашими чувствами, мыслями, восприятием мира.
Поэтому Творец как бы приглашает Моше: "Пойдем к Фараону". То есть, пойдем вместе. "Каждый из нас выполнит свою часть работы. Я буду с тобой, Я дам тебе силы".
Чтобы вытащить "сыновей Израиля" из Египта, нужно нанести Фараону - эгоизму - серию ударов. После того, как выяснится, что есть сила мощнее Фараона, - высшая сила, которой подвластен даже эгоизм, - человек готов к противостоянию с ним.
Так, благодаря соединению положительной силы, которая увлекает человека вперед к высокой цели, с отрицательной силой, толкающей сзади ударами, он может выйти из плена эгоизма - из египетского рабства.
- Вооруженный поддержкой Творца, Моше уже не в качестве "внука" Фараона и не в роли просителя пойдет к нему, а как уверенный в себе предводитель народа. И категорически потребует: "Отпусти народ мой!"
- Эта известная фраза - требование окрепшего и закаленного в борьбе со своими эгоистическими желаниями человека к своей эгоистической природе.
С этой силой "сыновья Израиля" внутри человека и внутри всего человечества будут шагать за "Моше", а он пойдет за "посохом Творца". Иначе говоря, будет следовать за силой, которая будет направлять его и служить ему опорой - силой любви и добра. Эта сила и выведет в конце концов каждого из нас из его "Египта" - из рабства к свободе.
Подготовила Светлана Волчек
Что вы знаете о празднике Песах?
Facebook