Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Мнения

А
А

Предводитель народа

Образ предводителя народа Моше будоражил воображение многих художников, писателей, музыкантов и кинематографистов. Сегодня и мы вспомним об этом герое Торы, нашей истории и Пасхальной Агады.

Михаэль Лайтман,Семен Винокур
14.04.2017
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Образ предводителя народа Моше будоражил воображение многих художников, писателей, музыкантов и кинематографистов. Сегодня и мы вспомним об этом герое Торы, нашей истории и Пасхальной Агады. 

Разговор у нас пойдет о каббалистической трактовке этого образа. 

В беседе со своим учеником, известным сценаристом и кинорежиссером Семеном Винокуром доктор Михаэль Лайтман дает каббалистический комментарий на рассказ Торы об исходе из Египта 

- О рождении Моше, которому суждено было стать величайшим вождем в истории еврейского народа, Тора рассказывает очень подробно. 

Что было особенного в этом ребенке? 

- Прежде всего замечу, что мы будем говорить не о поверхностном прочтении Торы, а о ее глубинном смысле, - что и является в ней главным. 

Когда мы постигаем скрытое содержание Торы, перед нами раскрывается внутренний мир человека - действующие в нем силы, желания, свойства. Внутри нас - множество разных желаний. Одни называются в Торе "Египтом", или "египтянами", другие - "сынами Израиля". 

Все образы Торы символизируют различные желания, которые начинает различать в себе человек на определенном этапе развития. В желании "еврей" есть в потенциале стремление измениться, освободившись от власти эгоизма. Желания "египтяне" пока к этому не готовы, им хорошо и удобно в состоянии "Египет". Эти египтяне порабощают сынов Израиля, властвуют над ними и причиняют им зло. 

Как мы не раз уже говорили, основой человеческой природы является желание получать наслаждение, эгоизм. В Торе его олицетворяет "Фараон" - сила, властвующая над человеком, заставляя его любить только себя и заботиться только о своем личном благополучии, используя других людей для своего блага и стараясь подчинить их своей власти. 

Чтобы распознать в себе "Фараона" и ощутить его власть над нами, в нас должно родиться новое, более высокое желание. Это маленькое желание и называется "Моше". Если мы будем за него держаться, оно в итоге приведет нас к желанной свободе. 

- В чем суть этого желания?

- В противовес "Фараону", "Моше" тянет ("мошех") человека наружу из желания все время заботиться только о себе в другую реальность - вне его чисто личных интересов. 

- Что такое другая реальность? 

- Желание "Моше" постепенно пробуждает в тебе новое восприятие жизни. Ты выходишь из своего узкого мирка в новый, широкий мир - мир без границ. В мир, законы которого противоположны эгоистическим законам, ограничивающим тебя сейчас. Освободившись от необходимости непрерывно заботиться о себе, ты иначе начнешь относиться к окружающим - с заботой, любовью, по-доброму. 

- Относиться ко всем с любовью? Это не представляется реальным. И вообще, какое отношение к восприятию реальности имеет любовь? 

- Ты прав, в нашем эгоистическом восприятии мира слово "любовь" мы определяем как положительное отношение ко всему, что доставляет нам наслаждение. Человек ощущает себя центром мира, а все, что вокруг, или хорошо, или плохо - для него. 

- А чем плохо немного любить себя?

- Любовь к себе абсолютно естественна, но из-за нее ты погружен только в себя, ты - раб своего желания получать наслаждения. 

- Почему? 

- Когда ты в центре, твое восприятие очень узко, ограничено личными переживаниями, ты замкнут только на себе. А "Моше" выводит тебя из этого узкого восприятия мира в общую реальность, не ограниченную стремлением из всего непременно извлекать выгоду. Ты начинаешь чувствовать других, перед тобой открываются новые горизонты. 

- Но это против природы человека. Люди никого не видят, кроме себя.

- Ты прав. Любовь к себе - это природа, с которой мы рождаемся. Человек видит вокруг себя только то, что может принести ему пользу или вред. Однако есть люди, в которых раскрывается это желание "Моше", исходящее с особого уровня внутреннего развития человека.

- Непонятно. 

- Это новое желание позволяет тебе подняться над эгоистическим механизмом внутри тебя, остановить бесконечный и бессмысленный бег за все новыми кратковременными наслаждениями и познать законы большой системы, в которой ты живешь.

- Если Моше символизирует желание выйти из границ своего эгоистического мировоззрения, - почему он рос во дворце Фараона, олицетворяющего эгоистическую силу?

- "Ребенок Моше" - это поначалу маленькое и слабое желание, поэтому оно тоже находится под властью "Фараона". Но когда это желание растет в человеке и развивается, оно начинает светить ему, как фонарь. 

У него появляется ощущение, что он уже не в состоянии оставаться "в доме Фараона" - то есть, под управлением своего эгоизма. Он должен бежать оттуда. 

- Значит, "Моше" - это добрая сила, которая "светит" во мне, чтобы я увидел силу зла, властвующую надо мной? 

- Да. Большинство людей не видит, что эгоизм управляет ими, потому что желание "Моше" пока еще "не светит" им. А без него не удается распознать "Фараона", а тем более, бороться с ним. 

По сути, идет борьба между двумя мировоззрениями. Растущее в человеке "антиэгоистическое" мировосприятие выступает против его естественного эгоистического восприятия мира. 

- Чтобы обрести свободу, Моше пришлось лицом к лицу столкнуться с Фараоном. 

- Да, но здесь надо отметить очень важный фактор. 

- Какой? 

- Творец. 

- Моше пас скот в пустыне, и вдруг… 

"...И УВИДЕЛ МОШЕ: ВОТ КУСТ ЕЖЕВИКИ ПЫЛАЕТ ОГНЕМ, НО НЕ СГОРАЕТ. И СКАЗАЛ МОШЕ: "ПОВЕРНУ ТУДА, ПОСМОТРЮ НА ЭТО ВЕЛИКОЕ ДИВО. ОТЧЕГО НЕ СГОРАЕТ ЭТОТ КУСТ?" И… ПОЗВАЛ ЕГО ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ КУСТА ЕЖЕВИКИ: "МОШЕ, МОШЕ!". И ОТВЕТИЛ ТОТ: "ВОТ Я!" 

Это одна из самых увлекательных сцен в рассказе. Что это за голос, доносящийся из горящего куста? 

- Описание впечатляющее, но речь идет не о внешней картине, а о внутреннем раскрытии, происходящем в человеке. 

- Что такое внутреннее раскрытие Творца? 

- Творец - это общая сила природы. Раскрыть Его - значит раскрыть общую систему, управляющую всем творением, всей реальностью. Это происходит тогда, когда человек начинает соответствовать свойствам Творца. 

- Творец зовет: "Моше, Моше!" И Моше отвечает: "Я здесь". О чем идет речь? 

- Это похоже на работу твоего телефона. Он принимает только те волны, которым соответствует. У человека от рождения есть только желание получать. Чтобы раскрыть, почувствовать Творца, надо настроиться на "частоту" Его желания давать и любить. Это и есть "частота" желания "Моше" - желания объединения с ближними, делать всем добро, желание давать и любить. 

Когда человек начинает развивать в себе это новое качество, он начинает чувствовать, что Творец как бы "разговаривает" с ним. Это и есть расширение диапазона восприятия реальности. 

- Почему Творец Сам не выводит сыновей Израиля из Египта, а требует этого от Моше? 

- Чтобы уподобиться Творцу, человеку надо стать независимым и самому принять соответствующее решение. 

- Вместе с тем, Творец предупреждает Моше: 

"Я ЗНАЮ, ЧТО НЕ ПОЗВОЛИТ ИДТИ ВАМ ЦАРЬ ЕГИПТА, НО НЕ ПОТОМУ, ЧТО ВЛАСТЬ ЕГО КРЕПКА". 

А затем Он обещает: 

"ПРОТЯНУ Я РУКУ СВОЮ И ПОРАЖУ ЕГИПЕТ ВСЕМИ ЧУДЕСАМИ МОИМИ, КАКИЕ ЯВЛЮ В НЕМ, И ЛИШЬ ПОСЛЕ ЭТОГО ОТПУСТИТ ОН ВАС". 

Творец, по сути, успокаивает Моше: "Не волнуйся, ты не один. Я с тобой". 

- Человек не может противостоять "Фараону" - своему эгоизму, - если не обладает противоположной силой. Эгоизм - это очень большая сила. Вся реальность, в которой мы живем, - это поле эгоистической силы. Сила эгоизма управляет всем - нашими чувствами, мыслями, восприятием мира. 

Поэтому Творец как бы приглашает Моше: "Пойдем к Фараону". То есть, пойдем вместе. "Каждый из нас выполнит свою часть работы. Я буду с тобой, Я дам тебе силы". 

Чтобы вытащить "сыновей Израиля" из Египта, нужно нанести Фараону - эгоизму - серию ударов. После того, как выяснится, что есть сила мощнее Фараона, - высшая сила, которой подвластен даже эгоизм, - человек готов к противостоянию с ним. 

Так, благодаря соединению положительной силы, которая увлекает человека вперед к высокой цели, с отрицательной силой, толкающей сзади ударами, он может выйти из плена эгоизма - из египетского рабства.

- Вооруженный поддержкой Творца, Моше уже не в качестве "внука" Фараона и не в роли просителя пойдет к нему, а как уверенный в себе предводитель народа. И категорически потребует: "Отпусти народ мой!" 

- Эта известная фраза - требование окрепшего и закаленного в борьбе со своими эгоистическими желаниями человека к своей эгоистической природе. 

С этой силой "сыновья Израиля" внутри человека и внутри всего человечества будут шагать за "Моше", а он пойдет за "посохом Творца". Иначе говоря, будет следовать за силой, которая будет направлять его и служить ему опорой - силой любви и добра. Эта сила и выведет в конце концов каждого из нас из его "Египта" - из рабства к свободе.

Подготовила Светлана Волчек 

Что вы знаете о празднике Песах? 

Facebook

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке