Читайте также
Если ошибку можно исправить - значит, ты еще не ошибся.
Восточная мудрость
Труднее всего победить политическую болезнь. Она почти неизлечима. Даже если здоровье и не дает серьезных поводов для беспокойства. Америка снова возвращается в Иудею, которую все еще ассоциирует с Палестиной. Трезво осознавая, что далеко не первая, кто уже разбил голову об эту наковальню. Похоже, грабли - не столько орудие труда, сколько символ твердолобости. Все остальное - привычный дипломатический антураж. С постановочным пожатием рук. Дежурными речами. А в качестве исключения и с не предусмотренными этикетом объятиями, которые всем подходят по размеру. В отличии от пусть и фирменной, но, как правило, слегка мешковатой одежды.
Теплый прием, оказанный Биньямину Нетаниягу в Вашингтоне, был лишь плодом исключительно личных симпатий. Это немало, если учесть более чем прохладные отношения с бывшим хозяином Белого дома. И вместе с тем явно недостаточно для того, чтобы говорить о полном взаимопонимании. А без него трудно рассчитывать на общность интересов. Впрочем, этой общности, по сути, никогда и не было. Были сугубо американские интересы, а с израильскими никто особо и не считался. Ведь как это ни парадоксально, самой прочной основой для коалиций и союзов всегда было и остается взаимное непонимание. И в этом плане американо-израильские отношения скорее правило, чем исключение.
Из-за океанской поездки Биби и вернулся, по существу, ни с чем. Не считая намеков на очередную "дорожную карту". А это как раз то, чего меньше всего нужно сейчас Израилю, со всех сторон обложенному непримиримыми врагами. Но в Вашингтоне делают вид, что не замечают этого. Не замечают российской экспансии на Ближнем Востоке. Не замечают резкого усиления Ирана, который все ближе подкрадывается к израильским границам. Не замечают хозяйничающей в Газе Турции, которая успешно торпедирует египетские попытки посредничества в арабо-израильском диалоге. (Анкара не прочь заменить Махмуда Аббаса, чтобы положить конец внутрипалестинским раздорам. Но не Мохаммедом Дахланом, как предлагает Каир, а своим собственным ставленником - авт.). Не замечают и страха, которым скованы союзные арабские страны, которые в какой-то момент могут развернуться в другую сторону, переметнувшись в стан противника.
Дональд Трамп, похоже, проиграл сражение, даже не начав его. Достаточно сказать, что Джейсон Гринблат, назначенный спецпредставителем президента в Израиле, отправился в Иерусалим в сопровождении Яэля Лемперта - обамовского куратора, отвечающего в госдепартаменте за "палестинское" направление. И это ясный сигнал если не о неизменности, то во всяком случае о преемственности американской ближневосточной политики. С разве что несущественной, может быть, корректировкой. Отсюда и дозированная информация, и фейковые новости, и нейтральные, ничего не значащие постпереговорные ремарки об "усилении безопасности еврейского государства" и "укреплении палестинской экономики". И еще в качестве довеска полные оптимизма отзывы Гринблата в Twitter о "положительных и продуктивных" встречах как с Биньямином Нетаниягу, так и с Махмудом Аббасом.
Что все это означает в переводе с эзопова языка? Есть вопросы, звучание которых важнее, чем их решение. Соединенные Штаты по-прежнему против расширения строительства в городах и поселках Иудеи и Самарии. Правда, перед вылетом из Пекина, где он находился с официальным визитом, израильский премьер заверил, что "поселенческая проблема" снята с повестки дня. Но это не совсем так. На возведение жилых домов в Гило или Писгат-Зеэв Вашингтон, возможно, и закроет глаза. Да и то при условии жесткой квартирной квоты. Зато в почти сорокатысячном Маале-Адумим о новом жилье и думать ни-ни. Для Белого дома это всего лишь одно из "препятствующих миру" поселений.
Можно, конечно, и дальше не замечать всего того, что противоречит прежним обещаниям. Тем более, что политикам свойственно стремление менять свои решения. Особенно, если их вообще нет. Продемонстрировав исключительное и хочется верить не показное личное расположение к Биньямину Нетаниягу, 45-й президент США ни на йоту не отклонился от традиционного американского ближневосточного курса. А четырехдневные переговоры в Вашингтоне политического советника израильского премьера Йоава Горовица, закончившиеся, кстати, тоже безрезультатно, лишь подтвердили непреклонность Белого дома. И дело вовсе не в "слишком сложной теме", как выразился его пресс-секретарь Шон Спайсер. Проблема в раздвоении сознания, которым чаще всего страдают власти. Вот и Горовиц, как и Нетаниягу, столкнулся с тем же феноменом: руки вроде Трампа, а голос - Обамы.
Сердца чем-то напоминают цветы. Они, как набухшие бутоны, должны раскрыться сами. У Джейсона Гринблата миссия не из приятных: ему поручено рвать их, не дожидаясь пока начнут цвести. Как выпускник иешивы "Хар-Цион", которому близки сионистские взгляды и ценности и который хорошо знаком с поселенческим движением в Иудее и Самарии, он не может не понимать, что любые переговоры с арабами бессмысленны. Потому что им ненавистен сам Израиль. И принуждать их к миру все равно, что пытаться связать концы гордиевым узлом. Но как американский еврей, связанный к тому же с Трампом двадцатилетними тесными узами совместного бизнеса, он, естественно, за "два государства для двух народов".
Легче всего научиться прощать свои ошибки. Попытки Трампа решать проблемы нахрапом, без должной предварительной проработки говорит не о политической мудрости, а скорее о его легковесном подходе к серьезнейшим вопросам современности. И в конечном счете только играют на руку врагам. Особенно на фоне разворачивающегося противостояния с не слишком дружественными Россией и Китаем и заметного укрепления позиций агрессивно-непредсказуемых иранского и северокорейского режимов. И ко всему прочему множащимися внутриполитическими неудачами, вызванными, прежде всего, негласным бунтом республиканских однопартийцев. Что наиболее ярко проявилось при торпедировании его усилий по отмене душащей страну системы Obamacare.
У политического безумия нет ни довода, ни причины, ни смысла. Зато вполне может быть цель. Наверное, у Трампа свой неведомый нам расчет. Хотя шансов что-либо изменить у него практически никаких. Ведь для торга нужен, как минимум, товар. У Махмуда Аббаса его нет. Он может предложить лишь воздух. Уже сразу после того, как Абу-Мазен был приглашен в США с официальным визитом, его пресс-секретарь Набиль Абу Рудейна сообщил, что Дональд Трамп якобы предлагает "заморозить строительство в поселениях в обмен на возобновление прямого диалога между Израилем и Организацией освобождения Палестины". А по информации газеты "Аль-Хаят аль-Джадида", американский президент вообще будто бы пообещал заодно и не переносить посольство из Тель-Авива в Иерусалим.
Понятно, что доверять арабским средствам массовой дезинформации нельзя даже с большой натяжкой. Но ведь и из Вашингтона опровержений не последовало. Более того, администрация Трампа без излишней огласки перечислила Рамалле 250 миллионов долларов. Для стимуляции, так сказать, мирного процесса. А правая рука президента Джаред Кушнер вдруг дал согласие в ближайшее время посетить с женой Израиль и провести с Аббасом день в его рамалльской резиденции. И это предвещает если не сенсацию, то хотя бы интригу. Несмотря на то, что основные подробности переговоров Джейсона Гринблата по-прежнему засекречены. Впрочем, и по тем куцым данным, которые стали достоянием гласности, можно составить более-менее определенную картину.
Пока будущее региона напоминает пунктирную линию. Или состоит из одних минусов, как сказали бы шутники. Ознакомительный разговор Гринблата с Аббасом, как и следовало ожидать, получился напряженным и нервным. Об откровенном обмене мнениями и речи быть не могло. Как и о хотя бы каком-то элементарном доверии. Тем не менее, какие-то общие точки пересечения все же наметились. По утверждению той же "Аль-Кудс", американский спецпосланник выдвинул ультиматум, что если не прекратятся выплаты "пособий" семьям отбывающих тюремное заключение или ликвидированных боевиков, прославление убийц, а также подстрекательство и пропаганда террора, то Конгресс вынужден будет заморозить финансовую помощь автономии. Абу-Мазен в свою очередь потребовал, чтобы Израиль вернулся к границам времен Войны за независимость, свернул строительство в Иерусалиме и освободил из тюрем всех арабских заключенных.
Короче, как видим, ничего нового. Те же требования, которые он неоднократно озвучивал и раньше. Посему, прежде чем решать задачу, неплохо бы познакомиться с ее условием. А оно коренным образом отличается от того, что нам кажется. Год назад, выступая в Комитете по правам человека ООН, Аббас ясно и четко обозначил свою позицию: «Уже почти семьдесят лет длится оккупация наших земель. Почему же вы не спрашиваете себя: как долго еще будет это продолжаться? Или вы думаете, что терпение палестинского народа бесконечно?». Не менее "ярким" было и его выступление на 71-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, где он потребовал от Великобритании извинений за "Декларацию Бальфура". А заодно и признать, наконец, свою ответственность - историческую, правовую, политическую, материальную и моральную - за ее последствия, приведшие к "трагедии палестинского народа".
Бывший вице-президент Джо Байден, до сих пор считающий себя непревзойденным мастером ведения переговоров, предлагал в свое время Абу-Мазену почти всю Иудею и Самарию, включая восточный Иерусалим, в обмен на признание Израиля еврейским государством и отказ от возвращение в его пределы так называемых палестинских беженцев. В Рамалле это просто посчитали неудачной шуткой. Ибо чего нет, того и потерять не жалко. Готов ли Дональд Трамп наступить на те же грабли, проявив еще большую щедрость? Вряд ли. Во всяком случае, именно сейчас. И посему не может рассчитывать на то, что его воспримут всерьез. Особенно после звонка Аббасу, который и вовсе был воспринят как слабость. Ведь на Востоке свои негласные правила: кто первым моргнул, тот и проиграл.
Говорят, если араба не обижать, он все равно обидится. Потому что не видит разницы между инициативой и мотивацией. В тот самый день, когда Джейсон Гринблат "мотивировал" Махмуда Аббаса, арабские газеты опубликовали результаты опроса, проведенного накануне в палестинской автономии. Их данные иначе как удручающими не назовешь. Так, более половины опрошенных категорически не приемлют "два государства для двух народов". Свыше трети не против переговоров, но лишь в сочетании с силовым давлением. Еще четверть ратует только за вооруженную борьбу. При этом уровень доверия к Абу-Мазена упал ниже плинтуса. 64 процента населения выступает за его немедленную отставку. По популярности он заметно отстает как от набирающегося сил в израильской тюрьме Маруана Баргути, так и от наслаждающегося морским воздухом Аш-Шати Исмаила Ханийи. Что, конечно же, заметно усложняет и без того непростую для Белого дома задачу.
Но врага не разят общественным мнением. Поэтому чем хуже дела, тем громче пропагандистская риторика. «Выбирая между оружием и оливковой ветвью, народ выбирает оружие, - пишет в газете "Аль-Кудс" Аббас Заки. - Пришло время для нового восстания против Израиля. И если мы обратимся с призывом к молодежи, то получим десятки тысяч новых шахидов». Автор статьи - не какой-то там кровожадный хамасовец, а самый ближайший соратник Абу-Мазена. Не задержался с "ответом Трампу" и новоявленный генсек ХАМАСа Яхья Синвар, заявивший, что "не потерпит существования Израиля даже на клочке палестинской земли". А черту на саммите в Аммане подвели министры иностранных дел стран, входящих в Лигу арабских государств, принявшие резолюцию о "законном праве на вооруженное сопротивление против израильской оккупации".
В этом весь корень зла. Нет и никогда не было никакой палестинской проблемы. Семьдесят лет назад Израиль оборонялся не от "палестинцев". И полвека назад тоже воевал не с ними. Поэтому и переговоры должен вести с Лигой арабских государств. Причем не о территориальных претензиях к еврейскому государству, занимающему узкую полоску выжженной солнцем земли, а об установлении по-настоящему добрососедских отношений, без взаимных упреков и требований. И гарантом этого может и обязана выступить Америка. Остальные либо ненадежны, либо продажны. В противном случае говорить не о чем. Или если и говорить, то разве что в Международном еврейском трибунале, который давно бы пора было создать. И тогда арабам придется ответить за 13 веков грабежей, издевательств, погромов, унижений и прочих бесчисленных преступлений против не только евреев, но и остальных проживавших среди них нацменьшинств.
Пока же правила, к сожалению, диктуют дышащие на ладан короли, полуграмотные муллы или трусливые "мясники", возомнившие себя великими вождями. А вместе с ними и израиленанавистники всех цветов и оттенков. Они не склонны к компромиссам. И скорее объявят себя политическими шахидами, чем откажутся от своих убеждений. Как в случае с агентством по экономическим и социальным проблемам Западной Азии (ESCWA), опубликовавшем на днях отчет, в котором Израиль был объявлен "расистским государством". Событие в принципе хоть и подленькое, но вполне тривиальное, если учесть, что это агентство со штаб-квартирой в Бейруте объединяет 18 арабских стран. И все бы ничего, если б возглавляющая его Рима Халаф не значилась заместителем генсека ООН. Скандальчик удался на славу, хотя время было выбрано не самое удачное. Не помогло даже вмешательство Антониу Гутерреша, которого закусившая удила Халаф обвинила в давлении. После чего демонстративно подала в отставку. В арабском мире высоко оценили ее "твердость и принципиальность". А Махмуд Аббас наградил "Медалью доблести". За "мужество, проявленное при защите интересов угнетенного народа".
Пожалуй, нет ничего хуже в политике, чем ампутированная совесть. Ее не заменишь протезом. Пока Джейсон Гринблат нащупывал пути возобновления переговорного процесса, на его глазах, словно нарочно, разворачивался один скандал за другим. И в их эпицентре обязательно оказывался Абу-Мазен. В германском Дортмунде ему вручили престижную премию "Der Steiger". Награда, представляющая собой кусок угля в стеклянной колбе, символизирует особые качества, которые присущи настоящим горнякам - отвагу, честность, трудолюбие и ответственность. То бишь те свойства характера, какими узурпировавший власть "раис" похвастаться никак не может. Зато он хорошо поднаторел во лжи. Что вновь продемонстрировал в Берлине, куда его пригласили с лекцией в академии имени Конрада Аденауэра. На сей раз юрист с сирийским дипломом и почетный доктор МГИМО назвал себя гордым потомком "ханаанян, живших в Палестине 3500 лет назад".
Исторический круг замкнулся. Мы опять вернулись к истокам. Великий мудрец Раши, живший почти тысячу лет назад, словно заглядывая в наше время, начал свое монументальное толкование Библии с древнего мидраша: «Сказал рабби Ицхак: "Почему Г-сподь начал Тору с книги "Берешит"? Потому что если скажут народы мира евреям: "Воры вы, потому что захватили земли семи народов", то ответят евреи: "Вся Земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал тому, кто праведен в глазах Его. По воле Своей дал ее им и по воле Своей забрал у них и передал нам"». Это тот самый ответ, который ждут от нас арабы. И не только. Джейсон Гринблат, конечно же, знает его. И Биньямин Нетаниягу знает. Знают все, кто хочет знать. Просто, видимо, у евреев особый дар - постоянно жить на пределе возможностей и сил.
Только вот как избавиться от дурной привычки - идти навстречу тем, кому ты безразличен? Фонд, названный в честь первого канцлера ФРГ, в рамках которого функционирует Берлинская академия, ежегодно проводит сотни научных, политических и экономических конференций и форумов. С привлечением лучших умов планеты. И никто не одернул Аббаса. Это тоже позиция. Из тех же принципов, наверное, исходили и европейские послы в Израиле, отказавшись от участия в торжествах, посвященных пятидесятилетию воссоединения Иерусалима. Мотивируя это тем, что мероприятие пройдет за "зеленой чертой". Бессмысленно искать искренность там, где лицемерие превратилось в норму.
В связи с этим на память приходит старая хасидская притча. В каком-то царстве-государстве был странный обычай: скупщиков краденого вешали, а воров тут же освобождали и отпускали восвояси. Многие считали это несправедливым и требовали изменить закон. Тогда царь собрал народ. Его слуги разбросали вокруг еду, на которую тут же набросились мыши. На следующий день все повторилось сначала. Мыши опять хватали пищу и бежали с ней к своим норкам, которые на этот раз заранее плотно прикрыли. И тогда, не найдя их, грызуны возвращались обратно. Вместе с едой. Аналогия очевидна. Не так страшны арабские воры, как европейские скупщики краденого. И это тот самый фактор, который, похоже, не учитывает команда Трампа.
Но все-таки очень хочется, чтобы и в этой далекой от сказки реальности был тоже свой "happy end". Как, скажем, в случае со снятым с голосования законопроектом об отмене программы всеобщего медицинского страхования имени Барака Обамы. Где, казалось бы, безусловное поражение Дональд Трамп превратил в победу. Одной лишь фразой, сказанной в интервью The Washington Post: «Я всегда говорил, что лучше всего дать Obamacare возможность самому доказать свою несостоятельность». Так, может быть, стоит и арабам дать последний шанс, чтобы они полностью доказали собственную несостоятельность? В конце концов, всему свое время, как говаривал мудрый царь Соломон. Но только для тех, кто умеет ждать.