Читайте также
Как бы ни развернулись впоследствии события, но нынешнюю встречу Нетаниягу с Обамой в Вашингтоне историки назовут судьбоносной. Вопросы поселений или переговоров с палестинцами наверняка пройдут по касательной, а на повестке дня будет всего лишь один пункт, касающийся Ирана. И представители американской администрации и Пентагона, и наши политики, военные и спецслужбы, на всех уровнях участвовавшие в переговорах, должны подвести черту.
Накануне визита в США Нетаниягу однозначно заявил в Канаде: «Требования к Ирану должны быть крайне ясны: разобрать установки в городе Кум, прекратить обогащение урана, согласиться на вывоз любого обогащенного вещества более 3,5 процента».Наш премьер считает, что Иран использует переговоры, чтобы тянуть время и обогащать уран. Вчера Обама заявил, что не разделяет позицию Израиля и считает военный удар нежелательным шагом. Он также подчеркнул, что атаковать ядерные объекты Ирана нельзя, поскольку в случае военного удара Тегеран назовет себя жертвой, чего нельзя допустить. Сегодня, говорит президент, симпатии мирового сообщества не на стороне Ирана, и не следует менять этот расклад поспешной военной операцией.
Несмотря на то, что обе стороны понимают всю серьезность проблемы, у Израиля, находящегося в непосредственной близости, есть свои весомые аргументы. Чего ждать от безумного правительства Ахмадинеджада и аятоллы Хаменеи? Зачем Ирану баллистические ракеты с радиусом действия 3000 км и более, если он не собирается обстреливать Израиль?
Американские консультанты Обамы доказывают, что для создания атомной бомбы Тегерану потребуются месяцы, а, возможно, и более года. Вашингтон придерживается мнения, что иранское руководство пока не приняло решения о создании бомбы, Израиль же считает, что это факт свершившийся. Эхуд Барак прекрасно осведомлен о возможностях наших ВВС, и считает, что пока все объекты не перенесены в защищенные подземные бункеры, медлить нельзя. Свои разногласия стороны не скрывают, что же касается санкций, то к действенности их израильский премьер относится достаточно скептически.
Иранский вопрос стал главным и на заседании AIPAC. Шимон Перес и Барак Обама уже выступили на конференции произраильского лобби, Нетаниягу обратится с речью после встречи с американским президентом. Похоже, Нетаниягу, как это ни звучит дико в отношении маленького Израиля и супердержавы США, собирается выдвинуть ультиматум. Смысл его примерно такой: или вы атакуете, или мы.
Момент надавить на Обаму перед выборами Нетаниягу, конечно, определил верно. Что остается Обаме? С одной стороны, президент США успокаивает собственную и мировую общественность, а с другой – он должен гарантировать действенность санкций. Понятно, что Иран не останавливается, и санкции необходимо ужесточать. Вводить полное нефтяное эмбарго и бойкотировать иранские банки.Уже сейчас поступают сообщения об ухудшении экономической ситуации в Исламской республике, росте инфляции, дефиците целого ряда повседневных товаров. Вопрос, насколько граждане страны, объединенные общей ненавистью к «большому и малому сатане», готовы терпеть лишения ради великой цели – уничтожения государства Израиль. К тому же международное сообщество не едино, США вынуждены считаться с оппозицией в лице России и Китая. Те, наконец, осудили иранскую ядерную программу, но фактически в ней участвуют, а уж о присоединении к санкциям нет и речи. Более того, когда Япония существенно снизила закупки иранской нефти, Китай заявил об увеличении поставок.
Президент и Госдепартамент США предупреждают израильскую сторону, что сегодняшний Иран не похож на Ирак Саддама Хусейна, и ракетные обстрелы нашей территории нанесут серьезный урон как городам, так и стратегическим объектам. Есть информация, что в момент обстрелов к иранским атакам немедленно присоединятся «Хизбалла» на Севере и ХАМАС с «Исламским джихадом» на Юге.
Американцы спрашивают израильтян то, что и мы пытаемся выяснить у нашей службы тыла - готова ли она к войне? Ответ экспертов отрицательный.
Да и в наступательном плане наши возможности ограничены, мы способны приостановить на год-два их ядерную программу, но при этом вряд ли готовы к длительной ракетной войне. Достаточно вспомнить Хайфу и многострадальный израильский Север во время Второй ливанской. Вспомнить Юг, Беэр-Шеву, Ашкелон, Ашдод, и так вплоть до Гедеры, на которые падали ракеты. Так что нам еще – проверить на прочность Тель-Авив и Гуш-Дан, парализовать наш центр деловой и общественной жизни? Эхуд Барак ограничил возможные потери 500 погибших, однако есть и другие оценки – эксперты говорят о тысячах, если война затянется на месяцы и годы. Готова ли израильская экономика, пока особо не пострадавшая от мирового экономического кризиса, к длительной войне?В прошлом номере я писал о простом американце, на голосование которого на президентских выборах самым непосредственным образом повлияет стоимость бака бензина его автомобиля. Но что скажет Европа? Средний европеец любит Израиль еще меньше, чем американец. Общественное мнение в Европе настроено против наших поселенцев и возмущено отказом от переговоров с палестинцами. И попробуй, докажи Европе, что у нас нет реального партнера в этих переговорах.
Пора нам также перестать мечтать о будущем президенте-республиканце, ведь опросы общественного мнения к Обаме сегодня благосклонны. Это связано с последними позитивными изменениями в экономике. Уолл-стрит и НАСДАК сейчас бьют рекорды, безработица падает. Обама опасается, что война на Ближнем Востоке приведет к неконтролируемым ценам на нефть, а это спровоцирует новый виток экономического кризиса. Естественно, такой расклад помешает ему выиграть выборы.
Теперь вопрос в том, насколько Биби готов дать Обаме время, насколько он полагается на него, хотя между ними нет особо дружеских отношений. Приведет ли их встреча к отсрочке военных действий? Пока туман сгущается, но к концу недели станет ясно, куда движется Израиль.
США могут привести в пример Северную Корею, которая неожиданно заявила о решении приостановить свою ядерную программу. Вот, будет доказывать Обама, прямой эффект санкций, доведших страну до голода. Но и ответ Нетаниягу мы наверняка знаем: Северная Корея ранее уже отказывалась, обещала приостановить свою атомную программу, а после снова начинала испытания.
Думаю, что буквально через несколько дней ситуация прояснится.