Читайте также
Он поддерживает Brexit, призывает другие европейские страны последовать примеру Великобритании, критикует Германию за ее миграционную политику и намерен вести политику экономического протекционизма. Дональд Трамп, отныне - 45-й президент США, вызывает множество вопросов у европейских лидеров. Представляет ли Дональд Трамп угрозу для Евросоюза? Об этом размышляют французский, британский и американские эксперты.
Несмотря на первоначальную ориентацию Барака Обамы на азиатско-тихоокеанский регион, отношения США и Европы все же оставались стабильными в течение 8 лет его президентства. Пришел ли конец этим стабильным отношениям?
На этот вопрос отвечает Аксель Крос, корреспондент американского журнала Transatlantic:
"Нет, я так не считаю. Если вы посмотрите интервью, которое Трамп дал за несколько дней до инаугурации британскому и германскому изданию (ссылка Times и Bild), то там вы найдете много противоречий. Например, он сказал, что НАТО является устаревшей структурой, но одновременно он признает ее важность. Для него настоящая проблема - в том, чтобы другие страны-члены принимали большее участие в ее финансировании. По поводу Евросоюза Трамп сказал, что тот был создан для того, чтобы создать экономическую конкуренцию США. У него вообще есть одна концепция - America first (в первую очередь - интересы Америки). В этом смысле он может вызывать некоторые опасения. Потенциально его высказывания могут быть опасны как для НАТО, так и для всего мира. Но пока еще нет никакой информации о том, что Трамп будет делать на самом деле. Так что подождем".
21 января, на следующий день после инаугурации Дональда Трампа в качестве президента США, в Германии, в Кобленце, прошел съезд всех ультраправых партий Европы. Лидер французского "Национального фронта" Марин Ле Пен выступила там с программной речью. Она в очередной раз подвергла критике "тиранию" Евросоюза, единую европейскую валюту и миграционную политику Ангелы Меркель, а также поприветствовала Brexit и выбор Дональда Трампа в качестве президента США.
"2016 год разбудил англосаксонский мир. Я уверена, что 2017 год разбудит народы континентальной Европы", - сказала Ле Пен, имея в виду выборы во Франции, Германии и Нидерландах.
Европейский избирательный марафон 2017 года начнется в Нидерландах, где 15 марта пройдут парламентские выборы. Антиисламская "Партия свободы", которую возглавляет Герт Вилдерс, набирает в рейтинге практически такую же популярность, что и либеральная партия премьер-министра Марка Рютте. "Народ хочет вернуть себе свою страну, и мы это сделаем", - написал в твиттере Вилдерс, который хочет по примеру Великобритании организовать "Нексит" (референдум за выход из ЕС).
23 апреля и 7 мая во Франции пройдут, соответственно, первый и второй тур голосования на президентских выборах. Согласно самым разным опросам общественного мнения, у лидера "Национального фронта" Марин Ле Пен есть большие шансы пройти во второй тур голосования. Марин Ле Пен - единственный из лидеров крупных французских политических партий, кто поддержал Трампа.
В Германии осенью 2017 года пройдут федеральные выборы. По их результатам будет определен состав правительства и новый канцлер. Один из лидеров антииммигрантской партии "Альтернатива для Германии" (AfD) Фройке Петри считает, что победа Трампа должна послужить примером для немцев. Он, естественно, осуждает миграционную политику, которую проводит канцлер Германии Ангела Меркель. Что же касается Дональда Трампа, то он прямо назвал такую политику "безумством".
Может ли победа популиста на президентских выборах в США повлиять на рост популярности ультраправых движений в Европе? Этого опасается Беатрис Жеблен, директор французского журнала Hérodote:
"Конечно, все крайне правые движения Европы воспользуются победой Трампа. Вспомните, в ходе своей кампании он использовал лозунг "сначала американцы", а "Нацфронт" уже давно пользуется лозунгом "сначала французы". Похожие националистические лозунги есть и у немецких, и у голландских, и у австрийских крайне правых - то есть "сначала нам, а потом чужим!". Естественно, все это их объединяет. Но между лозунгами и реальностью существует большая разница. Рост популизма в Европе провоцирует и обратную реакцию. Например, на съезд в Кобленце собралось около тысячи делегатов, но были и манифестации протеста. А инаугурацию президента США - и такого еще не было в истории - сопровождали манифестации по всему миру, прежде всего манифестации женщин, защищающих свое равенство перед мужчинами. И такие реакции мне кажутся столь же важными, что и сам рост популизма".
Гораздо менее оптимистично настроен Поль Тейлор, журналист британского информационного портала о Европе Politico. Могут ли повлиять на общий политический климат в ЕС, например, заявления Дональда Трампа о Brexit?
"Я думаю, что эти заявления могут еще больше ухудшить политический климат в Европе, которая сейчас находится в очень непростом положении. Представьте себе президента США, который говорит, что другие европейские страны хотят выйти из Евросоюза, который говорит, что ему абсолютно "до лампочки" единство ЕС. Это президент, который повторяет, что он против основного принципа, лежащего в основе Евросоюза - это принцип общего управления, основанного на международных правилах, на международных институтах. Он хочет всему этому противостоять: в вопросах климата, в вопросах экономики, международной торговли и так далее. То есть здесь сталкиваются две разные философии управления.
В этом отношении действия Трампа противоречат политике всех американских президентов за последние 70 лет правления. После окончания Второй мировой войны США поддерживали единство Европы, и прежде всего - экономическое единство: это план Маршала и так далее. Абсолютно все американские президенты - как левые, так и правые - поддерживали единство Европы, и будет большим сюрпризом, если Трамп этого не будет делать", - говорит Поль Тейлор.
И последний вопрос, которым задаются в Европе, - может ли быть опасным для Евросоюза сближение Путина и Трампа? Поль Тейлор, журналист британского информационного портала о Европе Politico:
"Да, абсолютно. Я думаю, что для Европы это будет настоящим кошмаром. В свое время в обиходе было определение политического тандема Меркози, который обозначал договоренность двух политиков между собой, за спиной у остальной Европы. Теперь в обиход может войти новый термин - ТрамПутин, если американский президент предложит Путину этакую "сделку" за спиной у Европы: для совместной борьбы с группировской "Исламское государство" США отменят санкции и забудут обо всем, что Россия делает в Украине. Если Трамп действительно такое предложит, то это может посеять настоящий раздор в Европе".
Пока среди первых декретов президента Трампа отмена антироссийских санкций не фигурирует. Однако в европейских странах, и особенно в Брюсселе, с настороженностью следят за Белым домом.
В декабре 2016 года Евросоюз продлил действие санкций против России за ее действия в Украине. Они продлятся до 31 июля 2017 года. К этому времени во Франции и Нидерландах уже будут известны имена глав государства и состав нового правительства. Что же касается Германии, то даже в случае победы сторонников Ангелы Меркель вполне вероятно, что в ЕС она останется в меньшинстве.