Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Мнения

А
А

Какие-такие "права человека"?

Специальный опрос в честь Международного дня прав человека - что думают израильтяне о правах человека, что для них важно, как они определяют сложные вопросы нарушения прав в нашей стране?

13.12.2016
Источник:Релевант
מערכת וואלה! צילום מסך

Специальный опрос в честь Международного дня прав человека - что думают израильтяне о правах человека, что для них важно, как они определяют сложные вопросы нарушения прав в нашей стране? Данные опроса указывают на недостатки, присущие израильскому обществу в плане понимания, приятия и реализации прав человека в наших условиях, но также и на поддержку позитивных ценностей. Вместе с тем, более трех четвертей израильского населения отрицают базовый принцип в сфере прав человека, согласно которому у человека есть ничем не обусловленные права.

В честь Международного дня прав человека Ассоциация в защиту гражданских прав провела интересней опрос общественного мнения об отношении к проблеме прав человека. Опрос обнаруживает сложную и неоднозначную картину: большая часть населения демонстрирует уважение к правам человека и желание продвигаться по направлению к равенству, однако в глазах многих реализация прав должна распространяться лишь на определенные группы.

Создается впечатление, что предан забвению принцип универсальности человеческих прав, суть которого - равенство прав всех мужчин и женщин вне связи с их взглядами или общественным положением. Трудно не увидеть связь между ослаблением универсальной ценности прав человека в Израиле 2016 года и ситуацией продолжающегося национального и политического конфликта и оккупации. Отрицание принципа универсальности прав проявляется в основном, хоть и не только, в этой сфере.

Равенство: права и обязанности

Что важнее всего? Согласно опросу, социальные права для израильтян важнее, чем политические. Так, самым важным правом для общественности в целом является право на достойный заработок (24%). Дальше следуют право на гражданское равенство (22%), право на жилье (21%), и права на медицинское обслуживание и образование (20%). Среди арабских граждан Израиля самым высоким приоритетом пользуется право на равенство граждан. Вместе с тем и среди арабов социальные проблемы (заработок, здоровье, образование и жилье) рассматриваются как более насущные, чем гражданские права (справедливое судопроизводство и свобода слова). Они идут следом за правом на равенство.

Никаких иллюзий насчет равенства евреев и арабов: большинство и евреев, и арабов убеждено в том, что отсутствие равенства между евреями и арабами в Израиле - неоспоримый факт. Его признают 65% евреев и 85% арабов.

Всеобщее стремление к равенству: явное большинство опрошенных - примерно 75% - согласно с тем, что в Израиле нужно повысить уровень равенства между всеми гражданами, и это почти безотносительно к политическим взглядам: 92% среди левых, 77% среди центристов и 66% среди правых[1]. Среди арабов 86% поддерживают мнение, что необходимо повысить степень равенства.

Права и обязанности: Несмотря на массивную поддержку принципа равенства вообще, в еврейском секторе существует довольно сильная тенденция связывать права с обязанностями. 82% евреев согласны с высказыванием "Тому, кто не исполняет всех своих обязанностей гражданина, не полагается и полнота прав". Так полагают также 53% арабов и 61% ультраортодоксов[2], хотя в израильском обществе часто утверждают, что те не выполняют своих обязанностей. Похоже, что большая часть населения Израиля согласна с внутренней логикой этого утверждения - тот, кто не "дает", не должен и "получать". Иными словами, более трех четвертей израильского населения отрицают базовый принцип в сфере прав человека, согласно которому у человека есть ничем не обусловленные права.

Равенство на повседневном уровне: несколько неожиданно выяснилось, что большинство израильских граждан (59%) не припоминают пережитых ими случаев дискриминации. Возможно, такой результат отражает низкий уровень осознания проблемы, затрудняющий людям идентифицировать подобные случаи. С другой стороны, около 39% испытали по меньшей мере один случай дискриминации - это достаточно большой процент, свидетельствующий о распространенности практик, задевающих различные группы населения в повседневной жизни. Среди русскоязычных этот процент значительно выше - 64%. Чаще всего люди сталкиваются с дискриминацией на рабочих местах (19%), при посещении общественных учреждений (15%) и при осуществлении покупок или получении услуг (13%).

Какие права нужнее всего? Ответы еврейского и арабского секторов

Zahav.ru


Подходы к проблеме прав человека в Израиле.

В том, что касается гражданского равноправия, израильская общественность демонстрирует довольно "продвинутые" взгляды при ответе на многие вопросы.

Например:

80% полагают, что следует предоставить членам однополых пар те же права, что и парам разных полов.

85% опрошенных считают, что государство обязано предоставить хотя бы минимум электричества и воды неимущим гражданам.

69% выступают против отделения евреев от арабов в общественных местах.

79% выступают против ограничения присутствия женщин на общественных мероприятиях.

81% противятся тому, чтобы у богатых были привилегии в сфере здравоохранения.

"Прогрессивный дух" преобладает и при ответах на другие вопросы, хотя и в меньшей пропорции:

68% полагают, что полиция должна разрешать "проблематичные" демонстрации.

55% выступают за предоставление детям иностранцев тех же прав, что и у израильских детей.

56% высказываются против ограничения свободы самовыражения по вопросам, представляющим "национальный консенсус" (этот вопрос задавался только евреям, и в качестве примеров приводились такие темы как Катастрофа, еврейский характер государства или призывы к бойкоту поселений).

Существует, однако, довольно значительное (и это тревожит) меньшинство, придерживающееся противоположных взглядов. Это меньшинство не аморфно, оно отражает мнения различных фрагментов общества. Так, например:

30% всех опрошенных поддерживают сегрегацию евреев и арабов в общественных местах. Среди правых за это выступают 52%, среди религиозных сионистов - две трети, а среди ультраортодоксов процент поддержки достигает почти 80%.

44% поддерживают ограничения свободы самовыражения по перечисленным выше "чувствительным" темам. Среди правых за такие ограничения выступают 61% опрошенных.

43% опрошенных противятся тому, чтобы дети иностранцев пользовались здесь теми же благами, что и израильские дети. И снова среди религиозных и ультраортодоксов противящиеся имеют явный перевес, но и более трети светских (35%) и около 20% арабов тоже выступают против равенства в этой сфере.

Почти пятая часть населения (18%) выступает за ограничение присутствия женщин на общественных мероприятиях из уважения к чувствам религиозных, и большой вклад в этот результат вносят религиозные сионисты (37%) и ультраортодоксы (свыше 80%).

В израильском обществе продолжается раскол по вопросу о предании гласности случаев нарушения прав человека, что является краеугольным камнем демократии: большинство опрошенных (52%) считает, что такое оглашение ослабляет государство. 44% полагают, что предание таких случаев гласности укрепляет государство.

Сталкивались ли вы с дисриминацией? График по секторам:

Zahav.ru


Права человека на территориях

Главная тема, по которой острее всего выявляются разногласия между евреями и арабами и между левыми и правыми, - это все, что касается прав человека на территориях. По этому вопросу евреи и арабы словно бы обитают в разных мирах. Например, на вопрос о том, соблюдаются ли права человека в отношении палестинцев на территориях, ответы в двух секторах почти противоположны: 86% евреев полагают, что Израиль соблюдает права человека на территориях, а в арабском секторе так думают 15%. В этой связи отметим также, что 36% палестинцев не выразили своего мнения.

В еврейском секторе на этот вопрос по-разному отвечают правые и центристы с одной стороны, левые - с другой. Подавляющее большинство правых (95%) и центристов (80%) считает, что Израиль соблюдает права палестинцев на территориях, тогда как среди левых такого мнения придерживаются лишь 40%. Несколько иначе распределяется положительный ответ на этот вопрос согласно степени религиозности: светские - 76%; соблюдающие традицию - 90%; религиозные - 98%; ультраортодоксы - 100%.

Евреи - участники опроса проявляют намного более высокую чувствительность к нарушениям прав поселенцев на территориях. В этом плане задавались вопросы насчет конкретных мер против палестинцев (например, ограничения передвижения и разрушение домов террористов) и против поселенцев (например, ограничения на строительство и административные аресты). Участников опроса просили оценить, являются ли такие меры нарушениями прав человека - или они оправданны.

Среди евреев распределение ответов было следующим:

Zahav.ru


Данные, приведенные в этой таблице, можно подытожить так: значительное большинство евреев полагает, что действия государства против палестинцев не являют собой нарушения прав человека и оправданы. Одновременно чуть более половины евреев считает, что сходные действия против поселенцев нарушают права человека, и примерно тот же процент полагает, что подобные меры против поселенцев оправданы. В ответах на эти вопросы отразились самые глубокие разногласия между правыми и левыми, в то время как центристы становятся иногда на одну, иногда на другую сторону. В целом, похоже, эти позиции диктуются не приверженности прогрессивной концепции прав человека, а, скорее, тем, что опрошенные считают полезным для государства.

Как и можно было ожидать, анализ мнения арабского населения по тем же вопросам дает другую картину:

Zahav.ru

Читайте также


В отношении оправданности нарушений прав арабы как раз демонстрируют более универсальный и менее секторальный подход: больше половины опрошенных полагают, что нарушения прав человека не могут быть оправданы, независимо от того, осуществляются они против палестинцев или поселенцев. Отметим лишь, что около трети арабов предпочли не отвечать на этот вопрос или ответили "не знаю".

В общем и целом можно сказать, что дискурс прав человека в Израиле нестабилен и, на первый взгляд, изобилует противоречиями. Это находит свое выражение в разных аспектах, например, в сравнительно сильной увязке исполнения обязанностей с получением прав. Существует также сильная связь между степенью религиозности, политическими позициями и национальной принадлежностью - и подходами к проблеме прав человека, так что эта проблема выявляет существенный раскол в обществе.

Несмотря на это, существует довольно широкий консенсус в отношении социальных прав - возможности зарабатывать, жилья, образования и здравоохранения. Это, очевидно, вызвано социально-экономической неуверенностью, которую испытывают широкие слои общества.

Израильское общество в целом демонстрирует достаточно прогрессивные базовые подходы к темам гражданского дискурса, как, например: необходимость борьбы с неравенством, признание факта неравенства между арабами и евреями, неприятие сегрегации, поддержка прав ЛГБТ-сообщества, неприятие ограничений свободы слова и самовыражения, обязанность государства заботиться о достойном уровне существования малоимущих, неприятие привилегий для богатых.

При этом ситуация конфликта служит для многих евреев моральным оправданием нарушения человеческих прав палестинцев, и, похоже, большинство участвовавших в опросе евреев соглашаются с таким положением и оправдывают его.

[1] Разделение на левых, правых и центристов отражает в основном ситуацию внутри еврейского, а не арабского населения.

[2] Нужно отметить, что число ультратортодоксов, участвовавших в опросе, невелико, около 60, поэтому их ответы следует рассматривать в качестве индикации тенденций, а не в качестве точных данных.

*Отчет основан на опросе представительной выборки израильского населения, которая включала в себя 500 евреев и 200 арабов. Статистическая погрешность опроса составляет +/- 4.4%. Опросник был написан и скомпонован доктором Далией Шейндлин, а обработку данных осуществляла фирма "Новая волна" ("а-Галь а-хадаш").

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке