Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Не увидеть Париж, и жить ("Рэе")

У французов всегда находились деньги на выплаты пособий для террористов, их кошелек всегда был открыт для арабского строительства в зоне "С", но денег на поддержание 2 800 храмов у этого народа нет.

01.09.2016
רויטרס

Стерильная зона

В недельной главе "Реэ" дается следующее предписание: "Вот уставы и законы, которые вам бережно исполнять в земле, которую дал Господь, Бог отцов твоих, тебе для владения ею… Совершенно уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили божествам своим, на горах высоких и на холмах, и под каждым зеленеющим деревом. И разрушьте жертвенники их, и разбейте столбы их, и ашейрим их сожгите огнем, и истребите имя их с места того" (12:8-10).

Как мы видим, заповедь разрушения языческих капищ дана для "земли, которую дал Господь, Бог отцов твоих, тебе для владения ею". Комментируя это предписание, Сончино приводит цитату из "Сифри": "Повеление разрушить изображения божеств распространяется только на территорию Святой земли, но не на те места, где евреи находятся в изгнании".

Те кто считают, что разрушать языческие капища (пусть даже и не с тем энтузиазмом) евреям следует по всей планете, в конечном счете соглашаются, что из-за политических осложнений этого делать не стоит ("чтобы не пришлось потом возводить их своими руками").

Но земля Израиля - другое дело, она должна оставаться стерильной от любого рода божков, даже самых невинных, даже от бюста императора!

Как известно, уважающие это требование римляне чеканили в Иудее специальные монеты, лишенные изображения кесаря (почитаемого ими за божество). Йосиф Флавий рассказывает в "Иудейской войне" (книга 2 глава 9:2), как Пилат "приказал однажды привезти в Иерусалим ночью изображения императора… Когда наступило утро, иудеи пришли в страшное волнение... Все двинулись в путь по направлению к Кейсарии к Пилату, чтобы просить его об удалении изображений из Иерусалима... Получив от него отказ, они бросились на землю и оставались в этом положении пять дней и столько же ночей. На шестой день Пилат объявил, что он прикажет изрубить их всех, если они не примут императорских изображений, и тут же дал знак солдатам обнажить мечи, тогда иудеи, как будто по уговору, упали все на землю, вытянули свои шеи и громко воскликнули: скорее они дадут убить себя, чем преступать закон. Пораженный этим религиозным подвигом, Пилат отдал приказание немедленно удалить статуи из Иерусалима".

Как известно, христиане повсеместно выполняли предписание уничтожения языческих капищ. Не пощадили они их и в Святой земле. Однако вместо них они возвели свои культовые сооружения, создав тем самым определенную проблему. Действительно, в какой мере допустимо присутствие христианских церквей в Эрец Исраэль?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Рамбам считал христианство идолослужением, то есть предписывал относиться к христианам так же, как и к язычникам (например, запрещал торговать с ними в дни их праздников). Однако кроме него никто из "ришоним" такого мнения не придерживался. В соответствии с решением всех остальных законоучителей в средневековой Европе евреи торговали с христианами по воскресеньям, учили христиан ивриту, принимали их клятвы, словом, относились к ним так, как если бы те являлись чистейшими единобожниками. Что же касается р. Менахема Амеири (1249-1315), то он громогласно приравнивал христиан к иудеям.

Спектр мнений, как можно видеть, достаточно широкий, и неудивительно, что согласия в этом вопросе нет и поныне.

Прошлым летом был совершен поджог церкви "Умножения хлебов и рыб". При всем том, что многие раввины его дружно осудили, в своей основе их реакции отличались. Следующие р.Амеири раввины из йешивы "Ар-Ацион" утверждали, что этому акту вандализма нет никакого галахического оправдания, что церкви имеют полное право стоять на Святой земле. Со своей стороны, глава йешивы "Атерет-Коаним" рамбамист рав Авинер заявил, что заниматься сносом церквей должно правительство, и брать закон в свои руки недопустимо.

Итак, вопрос статуса христианских церквей в Святой Земле на данный момент галахически не определен. Как и многие другие вопросы такого уровня, решить его компетентен только Сангедрин, и каким бы его решение не оказалось, все раввины будут обязаны его принять.

Если присутствие церквей будет признано Сангедрином допустимым, придется жить с ними. Если нет…, то и в этом случае, я думаю, все обойдется без армейских бульдозеров. Все можно согласовать, ограничив, например, использование религиозных символов. Если даже римские императоры понимали, что религиозная ситуация в Иудее отличается от религиозной ситуации в Галии, то и их преемник, ватиканский Понтифик, тем более сможет войти в положение избранного народа.

Впрочем, даже и безо всякой связи с галахой можно сказать, что церкви выглядят в Эрец Исраэль несколько неуместно.

Рав Ури Шерки однажды проанализировал ситуацию еврейского отношения к синагогам в Израиле и за его пределами, заметив, что в странах рассеяния утренняя субботняя молитва затягивается на четыре часа, да и потом евреи долго не расходятся. В Израиле же никто не войдет в синагогу, в которой эта молитва занимает более двух часов. Синагога, которая служит в других странах символом Израиля, в самом Израиле представляет собой всего лишь обычное здание.

В значительно большей мере это наблюдение касается церквей, исходно претендующих представлять собой не просто место для молитвенного собрания, а некий символ Святой земли.

От Земли Израиля исходит первичная святость, и поэтому попросту безвкусно водружать на ней сооружения, ее святость символизирующие. Это все равно как если бы красавица выколола на своем теле татуировку, изображающую свой собственный портрет. Двойная нелепость.

Но в отличие от Израиля, в Европе вид христианских соборов определенно радует глаз.

Подайте на Notre-Dame!

Через несколько дней после того, как в пригороде Руана террористы убили во время мессы 84-летнего католического священника, отряд полиции особого назначения ворвался в парижскую церковь святой Риты Касийской, прервал ведущееся там богослужение, выволок священника, разогнал прихожан и опечатал здание.

Фото: Reuters

Читайте также


Из-за "нерентабельности" этой церкви, задолжавшей мэрии миллионы евро, власти приняли решение снести строение, высвободив тем самым место для столь необходимой городу автомобильной стоянки.

Инцидент этот отнюдь не единичный. В текущем тысячелетии во Франции было разрушено уже множество "нерентабельных" церквей, а в настоящий момент подготавливается снос еще 2 800 католических храмов.

Число верующих снижается, еще хуже обстоит дело со священниками: с начала этого века их количество сократилось почти вдвое. Светские власти не хотят поддерживать заброшенные приходы.

Снос собора святого Иакова на площади Сен-Жака в Абвиле,Франция

По заявлению французского Сената, храмы будут разрушены по той причине, что затраты на их поддержание и восстановление превышают стоимость сноса. Зато теперь в городах появятся новые парковки, скверы и торговые центры. Иногда заходит речь о передаче церквей под мечети. Но, похоже, что с последним вторжением "беженцев" эта идея теряет свою популярность. Допускаю даже, что наплыв мусульман отчасти простимулировал эти разрушительные тенденции. Если не сравнять с землей пустующие церкви сегодня, то завтра они до отказа наполнятся приверженцами "религии мира". Так отступающие армии взрывают укрепления и фабрики, могущие служить нуждам врага.

У французов, как мы знаем, всегда находились деньги на ООП (а значит и на выплаты пособий для террористов, отбывающих сроки в израильских тюрьмах), их кошелек всегда был открыт для арабского строительства в зоне "С", но денег на поддержание 2 800 храмов у этого народа нет. А была ли, вообще, Франция? Может быть, никакой Франции и не было?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке