Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Что ждет тебя - уединение или одиночество?

Oдиноки или просто уединены пожилые израильтяне? Добровольно ли отвернулись они от современной жизни или жизнь отбросила их на обочину?

29.04.2016
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Уединение от одиночества отличается только тем, с какой стороны ключ. Если снаружи - это одиночество, если изнутри, - уединение". (Юрий Рост) 

Посмотрел документальный фильм Анатолия Малкина "Рост в полный рост". Наверное, кое-кто еще помнит собкора старой "Комсомолки", прекрасного журналиста и фотографа, оригинального человека и блестящего писателя Юрия Роста. 

Сейчас от той знаковой фигуры остались лишь воспоминания, хотя до сих пор Рост ведет рубрику в "Новой газете". Пришли новые времена - и другие герои произросли на журналистской ниве, новые темы тревожат нас и современные перья описывают их. 

И вдруг рассказ о жизни 77-летнего Юрия Роста. Больше, конечно, о прошлом, но кое-что и о его проектах, планах, будущем. 

Фильм снят лаконично, негромко. Приглушенный неторопливый рассказ старого мастера о своем прошлом, о житейской философии, о своих героях и о своем понимании действительности. Все сделано предельно скупо; на сцене только один мастер в окружении портретов своих героев, как будто режиссер решил обойтись двумя красками: черной и белой. Тем не менее - оторваться нельзя.

Собственно говоря, не ради рекламы документального фильма затеял я разговор. Поразил один эпизод, одна маленькая сцена. Среди многих вопросов, заданных автором фильма, как-то неожиданно всплыл вопрос об одиночестве. Ну, никак не ожидал от Юрия Роста, родившегося и прожившего долгую и счастливую жизнь в своем родном городе Москве, наполненную любимой работой, окруженного многочисленными друзьями и почитателями, никак не ждал такой реакции. Юрий Рост почему-то на удивление страстно подхватил заданную тему, хотя казалось, что уж он-то не должен ощущать уколов одиночества. 

Правда, состояние свое наш герой не назвал одиночеством, а скорее отчуждением от современной суетной жизни. Юрий Рост назвал его уединением. Да и ключ в руках у него, потому что сам Рост закрывается временами от людей - но как-то уж слишком много горечи прозвучало в этих словах, слишком заметно прятал он при этом глаза и пытался скрыть, как его задели те слова. 

"Я считаю, что уединение необходимо, а одиночество опасно". (Юрий Рост) 

Давайте теперь перенесемся на нашу почву и зададимся все тем же вопросом, который столь озадачил русского журналиста - одиноки или просто уединены пожилые израильтяне? Добровольно ли отвернулись они от современной жизни или жизнь отбросила их на обочину? 

Конечно, трудно представить себе жизнерадостных и активных израильтян брошенными на произвол судьбы, отверженными и загнанными в угол. Хотя в Израиле принято отдавать пожилых родителей в дома престарелых, но давайте посмотрим, что защищает таких людей от чувства одиночества. 

По данным специального исследования, проведенного Центральным статистическим бюро Израиля, выяснилось: "Семья занимает важное место в жизни израильтян. У 97% опрошенных есть близкий родственник, с которым можно беседовать на личные темы или обратиться в трудную минуту".

С одной стороны, разветвленные большие семьи, в которых между родственниками постоянно поддерживается живая связь, помогают избежать дискомфорта даже тем, кто живет в домах престарелых. 

С другой стороны, по данным того же исследования: "90% опрошенных ходят в гости к друзьям и близким и принимали у себя дома в течение последних 12 месяцев. 76% встречаются с друзьями в парках, ресторанах и торговых центрах". Среднестатистический израильтянин окружен четырьмя - пятью друзьями, с которыми его связывает школа, колледж, армия, работа. 

Получается, что выход на пенсию, болезни и общее физическое недомогание не разрывает полностью тесные дружеские и семейные связи, которыми опутан каждый израильтянин, кто-то с ним обязательно остается. 

"Из уединения вы можете выйти, а одиночество… С одиночеством надо бороться". 

И вот теперь мы добрались, наконец, до того пункта, ради которого написана статья. Мы говорим о старшем поколении репатриантов, которые в 90-ые годы, очертя голову, повинуясь стадному инстинкту, ринулись из страны Советов на Святую землю. Мы говорим о тех, кто бросил насиженные места, разорвал дружеский круг, потерял любимую профессию и ради будущего своих детей приехал в Израиль. 

Вот теперь, наверное, понятно, как аукнулось нам первое решение - как можно дальше унести ноги из царства тьмы в страну света. 

Среднестатистический эмигрант из России, если сравнивать его с аборигеном, лишен многочисленной родни. Да и частенько близкие его и дети перебрались на жительство в другие страны. Тот же статистически означенный гражданин практически лишен друзей, так как друзья его остались где-то в прошлом. 

Получается, репатриант не только закрыл дверь с этой стороны - ведь серьезных и прочных связей с окружающим миром у него оказалось немного. Он заперт надежно и снаружи, так как у него почти не осталось близких, друзей и родственников. Нет, мало того, потерян сам ключ, запирающий ту страшную дверь, потому что никому нет дела до чужого пожилого человека, лишенного даже возможности простого общения. 

Вот о том и я говорю: так нам откликнулось второе с виду здравое решение - приехать сюда ради наших детей. 

- Что такое крайне бедственное положение для Вас? 

- Для меня это - отсутствие друзей, потеря друзей, вынужденное одиночество. 

Что же мы видим в итоге? Почти не осталось дружеских нитей - они оборваны давно и окончательно после приезда в незнакомую страну. Ослаблены семейные узы - в наших семьях нет того почитания старших, которые еще сохранились в традиционных израильских кланах. Остается одна надежда на социальную помощь пожилым репатриантам, которую оказывает государство. 

Правда, отсутствие опыта, умения бороться с бюрократией и искусства отстаивать свои права, плохой иврит и плохое владение ситуацией зачастую обрывает даже эту тонкую ниточку надежды. 

Посмотрите на печальную таблицу исследовательского центра Кнессета по деятельности социальных служб. Вот какими данными располагают социальные службы Израиля: 

 - в Иерусалиме из 18 тысяч репатриантов указано всего 550 человек; 

 - в Тель-Авиве из почти 15 тысяч - 142; 

 - в Ашдоде из 24 тысяч - 6 тысяч; 

 - в Хайфе из 22 тысяч - лишь около трех тысяч; 

 - в Натании и Бат-Яме вообще не числится пожилых репатриантов. 

Мы прекрасно понимаем, что ответить на вопрос: что ждет пожилых людей в Израиле - дело сугубо индивидуальное. Но будет ли то добровольное уединение или полное одиночество - на этот вопрос ответить должна общественность.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке