Читайте также
Выборы председателя партии МЕРЕЦ завершились победой Захавы Гальон, которая сумела одержать верх над своим соперником, Иланом Гильоном. Я представляю себе, как многие из читающих эти строки недоуменно пожимают плечами. МЕРЕЦ, спрашивают они, кого это интересует?
Эта партия стерта с политической карты Израиля. После того, как ее покинула Шуламит Алони, а позднее Йоси Сарид, такой партии больше не существует. МЕРЕЦ полностью себя исчерпала.
Тот, кто так думает, ошибается. Действительно: в последние годы МЕРЕЦ изрядно сократилась в размерах, утратила былую энергию, оказалась на задворках политики. С этим бессмысленно спорить. Нет также смысла перечислять многочисленные причины того печального положения, в котором оказалось это движение. Но стоит проанализировать, насколько МЕРЕЦ необходима израильской политической системе сегодня.
В недавнем прошлом все было просто и ясно: правые партии против левых партий. Ликуд против Аводы. Либералы против консерваторов.Социалисты против капиталистов. Сегодня речь идет о гораздо более изощренной политической схеме. Речь идет о войне политических блоков. Если в недалеком прошлом мы говорили о тонком балансе между правым и левым лагерем – у кого в итоге будет больше депутатов, чтобы сформировать правительство, то теперь даже этот базовый принцип изменился кардинальным образом.
Появился новый политический блок. Знакомьтесь: центристский блок, самый крупный в парламенсткой истории страны. Он лишен формы, запаха и цвета, но под его ненадежной крышей собрано большая часть израильскх партий – Ликуд, Кадима, Авода во главе с Шели Яхимович, а также будущая партия Яира Лапида. А что же насчет мирного урегулирования? О чем вы говорите! Это интересует только МЕРЕЦ.
Совершенно справедливо. Это интересует только МЕРЕЦ. Кроме МЕРЕЦ, нет сегодня в Израиле иной левой сионистской партии. В ситуации, когда в кнессете существуют три политических блока, – правый, право-центристский и центристский - появилась уникальная возможность для возрождения МЕРЕЦ в качестве единственной левой партии.
В ситуации, когда партии центра ведут между собой спор, кто из них больший националист и патриот, есть место для партии, которая напомнила бы нам о том, что все люди равны перед законом, что в демократическом обществе существует такая незыблемая ценность как гражданские права, что необходимо сохранять человеческий облик даже в самых сложных ситуациях и что нельзя ни в коем случае отказываться от шанса на заключение мира.
На предыдущих выборах Авода и НДИ позволили Биньямину Нетаниягу стать премьер-министром. Результат известен: ультраправое правительство, возглавляемое великолепной четверкой Биби-Ивет-Барак-Ишай; бурная законодательная деятельность в кнессете, носящая националистический и антидемократический характер, подстрекательские кампании против всех, кто не готов ходить строевым шагом и отдавать честь правому лагерю, замораживание переговоров с палестинцами и международная изоляция Израиля.
Короче, государство, в котором с каждым днем все радостнее жить. Усиление партии МЕРЕЦ, если это все-таки произойдет, возможно, не изменит кардинальным образом расстановку сил. Но с этого может начаться изменение политического климата в стране.
Майя Бенгаль, "Маарив"