Читайте также
Ожидаемое размещение акций крупнейшей в мире социальной сети Facebook на бирже ценных бумаг стало одной из главных новостей международных средств массовой информации. Все заняты подсчетами, цифрами, потенциальными доходами и дивидендами. Все рассуждают о том, что эта социальная сеть дала людям. Но стоит задать иной вопрос: является ли вклад Facebook в нашу жизнь столь положительным, как это пытаются представить.
Кроме содействия в организации народных революций, направленных против авторитарных режимов, "Фейсбук" позволил миллионам потребителей в разных странах мира напомнить коммерческим компаниям, "кто в доме хозяин". Но точно так же, как социальные и политические протесты, выплеснувшиеся на улицы из интернета, не оправдали возложенных на них надежд, потребительские бойкоты, берущие начало в Facebook, принесли двойственные результаты.
Будучи страстной пользовательницей Facebook, я могу засвидетельствовать, что эта социальная сеть приобрела роль популярной трибуны для недовольных клиентов, публикующих в ней свои многочисленные жалобы и претензии. Каждый, кто пережил ту или иную неприятную ситуацию, связанную со сферой потребления, считает своим долгом поделиться этим с друзьями и всеми, кто готов его выслушать.
С одной стороны, благодаря "Фейсбуку" клиенты дали понять коммерческим структурам, что отныне они больше не являются безмолвной массой и могут постоять за себя. С другой стороны, эта сетевая трибуна сформировала определенный стиль поведения, который заставляет нас все время жаловаться и высказывать свое недовольство, а значит – постоянно чувствовать себя обделенными.
"Фейсбук" не только создал "творожный бойкот" и привел к тому, что дороговизна жизни стала одной из главных политических тем в стране, но и сформировал особую психологическую атмосферу, в которой потребители чувствуют почти аддиктивную необходимость выражать недовольство несовершенством мира. Мы больше не в состоянии воспринимать в положительном ключе какое бы то ни было предложение со стороны коммерческих организаций. Любые ухищрения маркетологов мы воспринимаем в штыки. Мы стали перфекционистами, мы стремимся к чему-то идеальному, совершенному, к тому, чего не существует в реальном мире.
Говорят, что рецепт счастья заключается в заниженных ожиданиях, поскольку в этом случае нас ждет множество приятных сюрпризов. Facebook дал нам возможность перестать быть простофилями, наивными клиентами – производители стали нашими рабами, мы подвергаем постоянному тестированию их продукцию и всегда ждем от них большего. С другой стороны, мы разучились радоваться обычным вещам, разучились быть более снисходительными к тому печальному и непреложному факту, что мир, увы, несовершенен.
Лилах Сиган, "Маарив"