Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель Авив
+31+24

Мнения

А
А

"Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина"

Искусство портрета - не только в том, чтобы изобразить конкретное лицо, но и в том, чтобы отразить тенденции сфер художественной, культурной и социальной.

03.03.2016
Источник: mnenia.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

1 марта 2016 года в Тель-Авивском музее искусств открылась выставка "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина". 

Искусство портрета - не только в том, чтобы изобразить конкретное лицо, но и в том, чтобы отразить тенденции сфер художественной, культурной и социальной. Портрет - это сложные взаимоотношения между личностью и неким пластическим представлением о ней. Обратите внимание, что на выставку Серова в Москве в Третьяковской галереи стояли очереди. Обратите внимание и на то, что в эти дни в Лондоне в Национальной портретной галерее открывается выставка русского портрета из собрания Третьяковской галереи ("Чехов/Чайковский/Толстой - знаменитые личности России в Лондоне"). Обратите также внимание и на то, что в галерее Тель-Авивского университета проходит выставка, посвященная современному искусству портрета. Обратите внимание и на то, что скандальный рекламный плакат школы искусств "Басис" - это также портрет, портрет злодея и сатрапа (на выставке в Тель-Авивском музее его также не забыли, но отнеслись к образам исчезающих в истории лидеров с еще большей долей иронии). И также обратите внимание на то, что выставка в Тель-Авивском музее называется от "Путина до Распутина", между которыми, а точнее в параллельной России реальности оказались Марк Антокольский, Ахад ха-Ам, Анна Цетлин… И на то, что в Европе и в Израиле наблюдается просто ренессанс - нет не русской культуры, а интереса к ней. И потому акценты на выставке русского портрета в Тель-Авивском музее смещены в сторону других идеологий, другого патриотизма и других предпочтений одного из крупнейших музеев страны. И еще - обратите внимание, что все работы на этой выставке (картины и скульптуры) собраны из израильских коллекций - частных и музейных. Кстати, еще Борис Шац основавший "Бецалель" мечтал в нале 20 века создать в Иерусалиме Национальную портретную галерею "великих фигур нации".  

Но, то было давно. А что сегодня? Как, кто, и что вместились между именами Путина (образ тирана приманивает кисть) и Распутина (в скульптуре)? Между ними вместились судьбы и творчество художников из России и Советского Союза, работы которых тем или иным образом оказались в Израиле и хранятся в израильских музея и в частных собраниях израильских коллекционеров. Это: 1. Художники, работавшие большую часть своей жизни в России, такие как Валентин Серов, Илья Репин и другие представители собой "золотого века" портрета, поднявшие русскую культуру и искусство на большую высоту. 2. Художники российского происхождения, жившие и творившие в Париже, Берлине, Лондоне и в других городах: Александр Архипенко, Алексей фон Явленский, Хаим Сутин, Марк Шагал, Леонид Пастернак, Осип Цадкин, Йосеф Пресман, Наум Аронсон и другие. 3. Художники, приехавшие из еще имперской и уже послевоенной России в Израиль: Йосеф Констант, Иосиф Зарицкий, Пинхас Литвиновский, Менахем Шеми, Хаим Гликсберг, Лея Никель, Михаил Гробман, Ян Раухвергер, молодые художники Стас Королев и Реувен Куперман и другие. Это разные поколения художников за период в полтора века, принадлежащие к различным направлениям искусства (реалистическое, романтичное, соц. реализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм). Вопрос - можно ли найти общее в их творчестве? Ответ дается на выставке, открывшейся 1 марта 2016 года. 

На выставке представлены портреты выдающихся российских общественных и политических деятелей, портреты великих композиторов и писателей, портреты художников, в том числе Авигдора Ариха, Мордехая Ардона, Гершон Книспеля и Моше Тамира, а также портреты Черниховского, Бялика, Ахад ха-Ама, Шмарьягу Левина, Иегошуа Ханкина, Меира и Дизенгофа и Меира Визельтира. И - просто людей, просто знакомых или заказчиков художников, кисть которых сотворила из модели образ. А образ - это уже портрет, а образа - иконы, а иконы превратились в "айконы". Эта цепочка из умозаключений, кураторских построений и прекрасных работ и представлена на новой выставке "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина", подготовленной главным хранителем и куратором Тель-Авивского музея искусств д-ром Дороном Лурье. 

Отличительная особенность всех работ - то, что художники, их создавшие, искали новые пути в искусстве, искали живописную свободу и даже дерзость вне зависимости от того, к какому течению или школе они принадлежали, в какой манере творили. Свобода, свежесть, поиски нового - это первое впечатление от портретов, представленных на выставке, представляющей искусство портрета как зеркало изменений в художественной, культурной и социальной жизни общества в разные периоды в разных странах: Советский Союз Россия, Израиль, полтора прошедших века потрясений политических и военных - одних революций и переворотов сколько пришлось пережить последним поколениям. И не просто пережить, но и активно в них участвовать. И, коли речь идет о художниках, отражать пережитое на полотнах, пусть то даже были портреты друзей или знаменитостей. Как отобразить коллективное "вовне" - в индивидуальном "внутри" полотна в портрете конкретного лица? К обсуждению этого вопроса, кочующего между философией, искусствоведением и мастерством, и приглашаются посетители выставки, где вновь встречаются Серов и Путин. Кстати, единственная из участников выставки, не родившаяся в России - израильская художница Анат Бецер представила картины с образами Путинами - серое на сером - анти-икона сегодняшнего дня. 

Кстати, само русское слово "портрет" произошло от французского слова Portraire воспроизводить что-либо черта в черту, в свою очередь образовавшегося от выражения "Trait pour trait" - "Линия за линией". На иврите портрет - "дьюкан", возможно происходящее от слова "дьюк" - точность, а возможно слово "дьюкан" пришло в иврит из греческого языка: Dyo (два) Eikon (образ). Два образа перед художником - во плоти и на полотне. Впрочем, некоторые комментаторы считают, что греческое Dyo Eikon означает "Портрет Б-га" по образу и подобие которого… Но вот кто тогда становится моделью для дьявола? И что такое все таки портерт - озображение от идола до идеала, от магии до сомнений.

Желание запечатлеть себя, сохранить свой образ, передать свой лик (или лик других) наследникам и последующим поколениям человечеству присуще тысячелетиями. Возможно портрет был некой защитой, еще одним экраном между бытием и небытием. А уже потом жанр портрета запутался в вопросах культурных, исторических и философских и превратился в художественное явление, по которому можно изучать реальность и способы ее имитации. Последующим поколениям - уже в музеях - интересно большей часть не то, кто изображен, а как и что, интересно мастерство живописца, а не жизнь (и не смерть) модели. Люди уходят, портрет превращаются в свидетельства эпохи, а остаются идолы и иконы. Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти, — говорил Альбрехт Дюрер. Сохранить для кого - такой вопрос задается сегодня. "Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности" - так писал Юрий Лотман в статье "Портрет". 

Большинство портретов на этой выставке были созданы в современную эпоху - в двадцатом веке, когда искусство портрета пришло к тому, что не обязательно точно передавать внешний вид модели - внутренняя духовная сущность важнее. По крайне мере, так утверждал Пикассо и остальные модернисты, кубисты, футуристы, экспрессионисты, идентифицирующие личность в новом стиле живописи, больше говорящем о культурном контексте, чем о настроении модели.

Впрочем, как считает куратор выставки д-р Дорон Лурье, портреты кисти таких художников, как Дюрер, Гольбейн, Рембрандт, Репин и Серов также соответствует этому критерию - когда упрямство художника перевешивало желание заказчика. Но на этой выставки есть и чисто пропагандистские портреты - бывших деспотов-правителей так и не добредшей до коммунизма страны, партийные портреты соц. реализма, в том числе созданные для пропагандистских плакатов. Портреты, как пример воздействия на общество и обратного воздействия на них среды, когда в России были разрушены памятники злодеем социализма. Sic transit gloria mundi…

Почти все представленные на этой выставке (за исключением одного) портреты были созданы после изобретения фотографии в 1829 году. Пророчества о кончине живописного портрета в связи с развитием фотографии оказались ложными, но, возможно, что именно фотография привела к вхождению в портретный жанр абстракции, разбирающей субъект на те самые "линию за линией", а развитие фотографии и искусства фотопортрета вновь заставило художников (и фотографов) задуматься над тем, а что же это такое - портрет? Портрет в эпоху социальных волнений, кризисов, вибраций войны и иммиграции - из России в Берлин, Париж, Лондон таких художников как Шагал, Архипенко, Явленский и Сутина, и художников, репатриировавшихся в Израиль: Константа, Зарицкого, Литвиновского, Моше Шеми, Гликсберга и других, в том числе приехавших и на волнах алии 70-х и 90-х годов. 

На выставке будут проводиться экскурсии на русском языке (экскурсовод - Анна Кацман)

15 марта, вторник - в 20.00

31 марта, четверг - в 19.00

7 апреля, четверг - в 10.30

21 апреля, четверг- в 19.00

22 марта, во вторник с 19-00 до 21-00 на выставке состоится особое мероприятие - лекция-экскурсия и концерт струнного квартета "Авив" под управлением скрипача Сергея Островского. Экскурсия начнется в 19-00, концерт - в 20-00.

В программе концерта - сочинения Чайковского, Бородина и Бетховена.

Билеты на концерт можно приобрести в кассе музея (телефон - 03-6077020)

Читайте также