Читайте также
Представьте себе, что во Франции некая некоммерческая организация собирает анонимные свидетельства сражавшихся в Мали солдат, чтобы с их помощью обвинить французское правительство в систематических военных преступлениях. Далее, вообразите, что немецкие, британские и швейцарские власти предоставляют ей финансирование, которое позволяет ее руководству разъезжать по всему миру, демонстрировать "доказательства" этих военных преступлений и выступать за бойкот Парижа.
Большинство из вас скажут, что это совершенно нереалистично. Но все меняется, если обвинения НКО направлены против Израиля, а источниками финансирования выступают европейские демократии. В 2015 году французское консульство в Иерусалиме выделило израильской группе "Нарушившие молчание" сумму в почти 15 000 евро.
"Нарушившие молчание" - это небольшая израильская ассоциация, которая распространяет по всему миру слухи и анонимные "свидетельства", чтобы выставить израильскую армию сборищем военных преступников. За поседение месяцы "Нарушившие молчание" выступали в Европейском парламенте, цюрихской церкви (пропагандистская программа продолжительностью в две недели включала в себя выставку фотографий и нескончаемый поток антиизраильски настроенных лекторов), на собрании Шотландской национальной партии и антиизраильской британской группы Medical Aid for Palestinians и т.д.
Обычно, когда иностранные правительства предоставляют деньги налогоплательщиков некоммерческой организации для продвижения определенной политической позиции в другой демократической стране, это считается нарушением основополагающих норм хорошего тона. Выделив государственные средства маргинальной израильской ассоциации, французское консульство в Иерусалиме (то есть орган правительства Франции) облегчает и создает условия для проведения кампании по демонизации дружественной страны, которой приходится иметь дело с террористической угрозой (на схожем уровне с тем, с чем сейчас столкнулась Франция).
Разумеется, французское правительство не финансирует группы, выдвигающие похожие обвинения в адрес сил правопорядка, которые участвуют в антитеррористических операциях в Париже, Брюсселе, Лондоне и т.д. Можно легко представить себе возмущение общественности, если бы какое-то третье государство по той или иной причине позволило бы себе профинансировать ассоциацию вроде "Нарушивших молчание", чьи активисты разъезжали бы по всему миру и утверждали, что Франция совершает военные преступления в Мали, или критиковали поведение правоохранительных органов после терактов в Париже 13 ноября.
Как бы то ни было, французское консульство в Иерусалиме - не единственный источник денег иностранных налогоплательщиков для "Нарушивших молчание" и других посвятивших себя демонизации НКО. Мировые туре "Нарушивших молчание" финансируются рядом христианских "групп помощи", которые получают средства от правительств своих государств: Broederlijk Delen (Бельгия), Dan Church Aid (дания), Christian Aid (Великобритания), Trocaire (Ирландия), Misereor (Германия)…
Многие годы "Нарушившие молчание" были лишь небольшой и не обладавшей особым влиянием организацией. Тем не менее с 2013 года ее бюджет вырос в два с лишним раза (благодаря иностранным источникам), достигнув отметки в более чем 500 000 евро в конце 2014 года (на этот период приходится последний доступный отчет). Значительная часть этих средств идет на проведение информационных кампаний и поездки за границу. Помимо Франции и христианских групп "Нарушившим молчание" оказывает щедрую помощь Секретариат по правам человека и международному праву, который совместно финансируют правительства (и налогоплательщики) Швеции, Дании, Нидерландов и Швейцарии. Консорциумом руководит Институт права при Бирзейтском университете (расположен в нескольких километрах от Рамаллы), который спонсирует антипацифистские и, в некоторых случаях, даже антисемитские НКО.
Его руководство прославилось враждебным отношением к Израилю и активно помогает радиальным израильским НКО, которые распространяют ложные обвинения в военных преступлениях. Подобная демонизация и роль в пропаганде спонсоров вроде французского консульства питают растущее недовольство широких слоев израильского населения.
19 ноября офицер ЦАХАЛа опубликовал видео, на котором представитель "Нарушивших молчание" Авнер Гварияху рассказывает небылицы о войсках во время "образовательных визитов" в Хеврон. Видеозапись породила волну возмущения в израильском общественном мнении, а более 400 офицеров запаса подписали петицию, в которой утверждается, что "задача “Нарушивших молчание” больше не сводится к публичным дискуссиям правых и левых… Речь идет о демонизации ЦАХАЛа и солдат". Против ассоциации выступил даже левоцентристский журналист Бен Дрор Йемини: "Нам необходимы здравомыслящие левые, потому что подобные кампании лишь еще больше затягивают конфликт".
Кроме того, 9 декабря крупнейшая левоцентристская газета "Едиот Ахронот" написала, что руководитель крупнейшей молодежной образовательной программы в стране решил прекратить сотрудничество с "Нарушившими молчание". По его словам, "вместо продвижения критической дискуссии в Израиле вы стали инструментом иностранных интересов, нацеленных на демонизацию Израиля".
Лидер оппозиционной партии "Еш Атид" Яир Лапид заявил, что "пора сказать им: “Вы лжете, клевещете, пользуетесь анонимными свидетельствами и иностранным финансированием, чтобы нанести ущерб нашей стране”. Все это никак не способствует делу мира. Эти истории сфабрикованы, чтобы подорвать легитимность Израиля".
В Израиле от правительства все громче требуют, чтобы оно положило конец этой политической войне, которая ведет к демонизации страны, нападкам на израильтян и евреев. В ответ министр юстиции предложила закон (похожие правила уже действуют в США), по которому занимающиеся лоббированием НКО должны открыто заявить, что финансируются иностранными правительствами, а также представлять периодические отчеты.
Реакция Израиля на политическую войну против него со стороны получающих иностранные деньги НКО привлекает внимание к завесе тайны, которая окружает это финансирование, в том числе и от французского консульства в Иерусалиме. Кто принимает эти решения? На основании какой информации? И с какой целью? Контролируется ли эффективность использования этих средств каким-либо достойным доверия независимым институтом?
Ответов на эти вопросы нет ни у израильтян, чья жизнь и безопасность оказываются под ударом из-за пропагандистских кампаний, ни у французов и европейцев, которые платят за них. Подобное отсутствие демократической прозрачности явно противоречит нравственным оправданиям финансирования израильских групп вроде "Нарушивших молчание".
Помимо прозрачности и уважения к суверенитету нам нужны правила финансирования НКО, чтобы обеспечить эффективное использование денег налогоплательщиков. Финансирование маргинальных оппозиционных групп в союзной стране бессмысленно и достойно порицания. Правила позволят избежать подобных ситуаций, не допустить нарушение суверенитета и дипломатических норм, а также укрепить здоровые отношения дружественных стран.
Геральд Штайнберг (Gerald M. Steinberg), Le Huffington Post, Франция