Читайте также
Вопреки доводам разума и здравому смыслу президент США и его госсекретарь предпримут еще одну попытку ближневосточного урегулирования, пишет обозреватель Аарон Дэвид Миллер в Foreign Policy.
"Ясно, что эта инициатива противоречит здравому смыслу. В качестве аргумента против стремления "сделать хоть что-нибудь" можно привести целый ряд причин: высокая вероятность провала, напряженность с Нетаньяху, множество других ближневосточных проблем, - констатирует автор. - Но желание Обамы оставить свой след в решении палестинского вопроса - последнее искушение в его внешнеполитической повестке. И если эта попытка может сфокусироваться не на реальных переговорах или настоящих прорывах в отношениях сторон, она, как минимум, будет так или иначе связана с попыткой до конца года определить американские или международные рамки или набор параметров, дающие представление о взгляде нынешней администрации на то, каким может быть решение".
Во-первых, это незаконченное дело Обамы. На протяжении своего президентства он время от времени давал разные неразумные обещания о заключении палестино-израильского соглашения через два года и обязательства о замораживании строительства поселений. "Ни одно из них, естественно, не было выполнено, и в последующие годы Нетаниягу одерживал верх над Обамой практически в каждом дипломатическом маневре, постепенно полностью подорвав доверие к его обещаниям, - отмечает Миллер. - И если соглашение по иранской ядерной программе показало, что президент готов сражаться с Биби до победного конца ради того, во что он верит, мне кажется, он хочет показать, что до сих пор контролирует мирный процесс. А если Обама что и продемонстрировал, подчас даже слишком ясно, так это что он при необходимости будет действовать в одностороннем порядке".
Во-вторых, его поддержит Керри, который, как никто из госсекретарей интересуется этим вопросом и верит в собственную возможность сделать что-нибудь полезное в этой сфере. Несмотря на провал практически всех своих инициатив, Керри верит, что это жизненно важный вопрос для Америки и Израиля и их интересов и будущего на Ближнем Востоке.
И, наконец, с приближением конца срока срабатывает синдром "необходимости сделать хоть что-то" вне зависимости от шансов на успех. По мере ухудшения ситуации между израильтянами и палестинцами президент все яснее понимает, что через год оставит своему преемнику Ближний Восток в гораздо худшем состоянии, чем унаследовал сам. В настоящий момент ситуация с мирным урегулированием такова: отношения с Израилем ужасны, с палестинцами нет доверия, строительство поселений активизируется, молодое поколение палестинцев приобщается к терроризму, а мирная инициатива провалилась. Тем не менее, Миллер видит ряд возможных шагов для Обамы.
Если говорить о реальном процессе мирного урегулирования, шансы на успех здесь очень невелики. Отчасти потому, что для этого Нетаниягу и Аббас должны взять процесс в свои руки. Последнее подразумевает взаимное признание того, что конфликт надо не решать, а управлять им, сотрудничая в области безопасности, решая экономические вопросы и проблемы передвижения палестинцев, частично убирая израильские поселения с Западного берега реки Иордан и передав контроль за безопасностью на палестинских территориях в руки палестинцев. "Этот подход, впрочем, все же может потребовать какой-то договоренности - хотя бы принципиальной - о конечной цели этого процесса, каким бы постепенным ни было движение к ней. Учитывая отсутствие доверия, интереса и политики с обеих сторон, трудно представить, чтобы израильтяне или палестинцы пошли на это", - констатирует Миллер.
В отсутствие реального мирного процесса Обама и Керри, возможно, захотят передать преемнику виртуальный вариант урегулирования, продолжает автор. Суть этого подхода в том, чтобы наметить общие предпосылки урегулирования на основе двух государств по ключевым вопросам, вне зависимости от того, принимают их стороны конфликта или нет. Они могут быть изложены в президентском послании или более адресном дипломатическом обращении, полагает Миллер. Кроме того, есть вариант придания виртуальному урегулированию международного характера и привлечения так называемого ближневосточного квартета для утверждения окончательных параметров урегулирования в резолюции Совбеза ООН. "Любая из этих попыток чревата противостоянием с Нетаниягу, который дожидается ухода администрации Обамы и прихода его преемника, более чуткого к интересам Израиля. Привлечь к этому процессу палестинцев или арабские государства тоже будет непросто", - отмечает автор.
С помощью регионального подхода можно попытаться использовать борьбу с ИГИЛ, в которой заинтересованы как арабы, так и израильтяне, для созыва региональной конференции. "Любой региональный подход должен будет так или иначе основываться на арабской мирной инициативе 2002 года, предлагавшей признание Израиля арабскими странами в обмен на государство для палестинцев. Израиль и Египет сегодня близки как никогда, и существует косвенное согласие между Израилем и странами Персидского залива в противостоянии Ирану. Однако ключевым вызовом станет определение общего набора принципов, по которым Израиль, арабские страны и палестинцы могли бы прийти к согласию. А это будет непросто", - пишет издание.
"Держу пари, что миротворческая лихорадка у нынешней администрации еще не спала. И - так или иначе - Керри и Обама вновь возьмутся за мирный процесс в 2016 году. Можно рассчитывать на это, а также на то, что палестино-израильская проблема с большой вероятностью будет досаждать и следующему американскому президенту, кто бы им ни стал", - резюмирует Миллер.