Израиль - США, небесные связи
Фото: Israel Defence Forces
Израиль - США, небесные связи

Это случилось на второй день наземной антитеррористической операции израильской армии в секторе Газа "Литой свинец" ровно семь лет назад. Ночью, во время боя израильский танк выстрелил по зданию в квартале Газы Саджаие, считая, что там находятся террористы, но по ошибке попал в дом, где располагалось командование израильской пехотной бригады "Голани". Выстрел привел к гибели троих бойцов и ранению еще 24, из них четырех тяжело, говорится в статье Александра Непомнящего на Jewish.ru

Немедленной задачей стала срочная эвакуация многочисленных раненных "дружественным" огнем с поля боя, осложнившаяся не только ночной тьмой, но и массивным вражеским обстрелом. Вызванные к месту боевых действий военные самолеты пытались подавить с воздуха позиции ХАМАСа, подвергающих пылающий дом плотному огню. Над крышей самого здания с той же целью зависли боевые вертолеты. Бессчетное множество осветительных снарядов залило пространство ярким светом. Параллельно артиллерия продолжала обстреливать пространство между боевиками и домом, стремясь создать дымовую завесу, скрывающую от террористов эвакуацию. Это сюрреалистическое действо продолжалось около часа. 

Все можно было бы сделать намного быстрее и проще, будь у израильской армии к тому времени беспилотные аппараты, сконструированные именно для этой цели - эвакуации раненых с поля боя, без необходимости подвергать риску жизни других солдат. 

Концепция подобного аппарата была разработана по итогам Второй ливанской войны. Известно, что оказание помощи в первый час после ранения является критическим для выживания. Статистика, собранная в ходе Второй ливанской войны показала, что 84% погибших бойцов скончались сразу после смертельного ранения, еще 10% в первый час, еще 3% через два часа и еще 3% через три и более часов. Однако более половины тяжелораненых во Второй ливанской войне солдат попадали в госпиталь лишь через два часа, а в среднем этот показатель вообще составлял три часа. Те же, кто получал ранения легкой и средней тяжести достигали медицинского центра лишь через шесть с половиной часов, а в среднем вообще через десять. И это при том, что время чистого лета до госпиталя составляло лишь 15 минут. Другими словами, порядка 16% погибших имели шанс на спасение, будь возможность эвакуировать их скорее. 

Основным препятствием быстрой доставке раненых, стала угроза со стороны боевиков "Хизбаллы", обстреливающих ракетами "земля-воздух" вертолеты, проводящие эвакуацию. Из-за этого, три четверти времени - больше четырех часов занимало ожидание подходящего момента для перелета. Так возникла идея создать беспилотник, способный, не подвергая риску жизнь пилота, добраться до раненого, забрать его и перевезти туда, откуда можно будет эвакуировать бойца уже на пилотируемом средстве без риска. При этом врач, сидящий в вагончике дистанционного управления, сможет также оказывать раненому первую помощь, подключив к системе искусственного дыхания, капельницам, обеспечению переливания крови и другим необходимым системам еще во время перелета. 

Разработка подобного летательного средства заняла в Израиле около десяти лет. Наконец, в последних числах декабря на аэродроме возле древнего Мегидо (у подножия библейской горы Армагеддон) на севере Израиля компактный беспилотник, разработанный фирмой Tactical Robotics, дочерней компанией Urban Aeronautics и получивший название "Летающий мул" (AirMule), впервые совершил свободный полет, демонстрируя свои грузоподъемные возможности и движение за пределами угла обзора, управляющего им оператора. 

"Летающий мул" имеет шесть метров длину и два в ширину. Газотурбинный двигатель приводит в действие два пропеллера, позволяющих аппарату вертикальные взлёт и посадку, в том числе и там, где обычный вертолёт приземлиться не в состоянии. 

Параллельно "Летающему мулу" была разработана, и его экспортная модификация "Баклан" (Cormorant), способная переносить груз до 440 килограмм на расстояние до 300 километров. Поднимаясь на высоту до пяти с половиной километров, эти беспилотники способны развивать скорость до 185 километров в час. Судя по всему, эти аппараты могут использованы не только для спасения раненных с поля боя, но и в других армейских миссиях. А в будущем послужить и для гражданских целей. 

По информации израильского экономического издания "Глобс" беспилотниками модели Cormorant заинтересовались в спецназе США, намеренном задействовать его в своих операциях. Впрочем, говорить об этом, судя по всему, пока рано, поскольку, несмотря на успешные испытания, модель еще не готова окончательно.

Зато новейшие американские боевые самолеты пятого поколения, поступят в распоряжение израильских ВВС уже к концу этого года. 

Торжественная церемония, посвященная началу сборки внутреннего оборудования первого из приобретенных Израилем самолетов-невидимок "Ф-35А", состоялась на прошлой неделе на заводе корпорации "Локхид Мартин" в техасском Форт-Уорте. 

Всего в двух контрактах, подписанных в 2010 и 2014 годах, Еврейское государство приобрело 33 подобных самолета в среднем по цене 110 миллионов долларов за каждый и намерено в будущем закупить еще 17. В Израиле их будут называть "Адир" ("могучий"). 

При этом переговоры ведутся и о приобретении модификации "Ф-35Б" с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, позволяющей использовать авиабазы, даже если взлетно-посадочная полоса повреждена обстрелом. 

Первая пара "Ф-35А" прибудет на авиабазу Неватим в Негеве в декабре, остальные должны появиться в стране до 2021 года. 

Следует заметить, что специальные шлемы для пилотов, обеспечивающие летчику значительную часть управления самолетом и разработанные специально для "Ф-35А", а также другие детали внутренней электроники управления самолетом создают в израильской компании "Эльбит", а крылья в концерне "Авиационная промышленность Израиля". 

Всего же согласно контракту, подписанному в 2010 году "Локхид Мартин" и производителем двигателей для "Ф-35" "Пратт энд Уитни" с министерством обороны взаимные закупки у израильских оборонных предприятий составят 775 миллионов долларов.

Выживание в кипящем нескончаемыми войнами ближневосточном регионе постоянно требует немалых затрат на поддержание военной гегемонии. Израилю приходится быть не только умным, но и достаточно богатым, чтобы иметь возможность обеспечивать себя вооружением, сдерживающим кровожадные позывы ближайших соседей. Дорогие американо-израильские самолеты-невидимки, очевидно, могут потребоваться, чтобы утихомирить неистовых аятолл из Тегерана, а компактные беспилотники пригодятся для рутинных разборок с террористами.

counter
Comments system Cackle