Читайте также
Во время президентской кампании 1992 года в США Билл Клинтон сделал ставку на лозунг "Это экономика, дурачок!" Вокруг его предшественника Джорджа Буша сложился ореол военных и дипломатических успехов (падение берлинской стены, распад СССР, освобождение Кувейта и начало мирного процесса на Ближнем Востоке), однако кандидат от демократов понял, что американцев больше всего волновали их собственные кошельки и мировой экономический кризис.
Но какое главное событие 2015 года изменит ситуацию в 2016 году и, возможно, в более отдаленном будущем? Резолюция Совбеза ООН по Сирии, первый шаг к завершению трагического конфликта в стране? А вот и нет. Ответ кроется в одном из параграфов бюджета, который был принят американским Конгрессом 18 декабря, в один день с ООНовской резолюцией: парламентарии отменили действовавший 40 лет запрет на экспорт американской нефти.
Запрет уходит корнями к первому нефтяному кризису и эмбарго арабских стран 1973 года, которое повлекло за собой нехватку бензина в США. Тем не менее, обнаружение и активная разработка гигантских запасов сланцевой нефти изменили расклад.
Сланцевая революция
С 2008 года объемы производства нефти в США практически удвоились: со 146 до 281 миллиона баррелей в месяц. До достигнутого в октябре 1970 года рекорда (310 миллионов баррелей) уже недалеко. В 2014 году США даже вышли на первое место в мире по добыче. Оставшаяся относительно незамеченной сланцевая революция, безусловно, останется в истории одним из главных достижений Барака Обамы за два президентских срока.
Решение Конгресса США (доминирующие в нем республиканцы гораздо чувствительнее к давлению нефтяного лобби) не назвать хорошей новостью с точки зрения достигнутого на конференции в Париже соглашения о сокращении выбросов парниковых газов. В то же время оно открывает невиданные ранее перспективы в геополитическом плане. С учетом текущих цен на нефть и транспортировку, не стоит ждать, что черное золото из США захлестнет Европу и Китай. Только вот нефтяные котировки теперь надолго останутся низкими.
В 2014 году Саудовская Аравия начала войну на понижение цен в стремлении ослабить американских производителей, а также Иран и Россию, своих геополитических соперников. Сегодня же она угодила в собственную ловушку. Ее гигантские валютные резервы были ощутимо подточены щедрой политикой перераспределения (так власти покупают верность подданных) и начатой в марте войной в Йемене, а быстро восстановить их теперь вряд ли получится.
С Ирана в скором времени будут сняты ограничения на экспорт нефти и европейское эмбарго. Решение об этом было принято в рамках подписанного в июле в Вене договора по его ядерной программе. Ему понадобится добыть и отправить на продажу колоссальные объемы нефти, чтобы подтолкнуть рост своей экономики, которая была истощена годами европейских, американских и ооновских санкций. Только вот иранская инфраструктура находится в плачевном состоянии и не сможет быстро вернуться к пику производства 2000-х годов.
Что касается России, которая и так уже погрузилась в рецессию из-за европейских санкций и падения цен на нефть, перспектива окончания экономического кризиса становится для нее все более отдаленной. Эти новости накладываются на неоднозначные результаты военной кампании в Сирии: почти три месяца ударов существенно ослабили оппозицию, но войскам Асада все еще не удается отвоевать потерянную территорию. Этот статус-кво, без сомнения, сыграл свою роль в найденном в ООН дипломатическом компромиссе по Сирии, хотя Москве и удалось спасти Башара Асада.
Тот факт, что три страны с наиболее непримиримыми позициями по сирийскому конфликту, вынуждены мириться с ослаблением финансов и не смогут довести войну до "полной победы", безусловно, является позитивным моментом. На Украине уже видны первые признаки смягчения позиции России. Завтра то же самое, быть может, случится и в Сирии, где за сближением Москвы и Вашингтона пока еще не последовала иранско-саудовская разрядка (она крайне важна для урегулирования конфликта). В долгосрочной перспективе либерализация американского сланцевого газа могла бы перечеркнуть всю стратегию Путина, который стремится надавить на Европу с помощью энергетики. А это прекрасная новость для ЕС.
Договор Тель-Авива с Анкарой
Если вам нужно еще одно доказательства влияния энергетических вопросов во внешней политике, достаточно вспомнить о других новостях, которые затерялись буре ближневосточного хаоса. 16 декабря Турция и Израиль решили восстановить дипломатические связи, которые были нарушены после штурма израильским спецназом корабля "Мави Мармара" в мае 2010 года (тогда погибли девять турецких военных). В частности договор подразумевает строительство газопровода из Тель-Авива в Анкару.
В условиях дипломатической изоляции, конфликта с Россией и Ираном (двумя ее главными поставщиками углеводородов) Турция нуждается в израильском газе, добыча которого стартовала лишь недавно. А это стало новым ударом для Владимира Путина, еще больше отдалив его проект идущего в обход Украины газопровода.
Кристоф Айяд, Le Monde, Франция