Увидев в интернет-журнале Марка Галесника "Беседер?" карикатуру "Нет бога кроме бабаха", я спервоначалу встревожился, подумал, что это не очень "беседер". Неужели хотят разделить судьбу своего французского собрата Шарли Эбдо"? Но потом успокоился.
Читайте также
Поразмыслив, я сказал себе, что в кровавом конфликте между "Шарли Эбдо" и исламом я должен однозначно встать на сторону журнала. Художники имеют право рисовать, а журналы имеют право публиковать карикатуры на религиозные темы. Более того - обязаны. Невзирая на то, что это задевает чьи-то чувства. Многие глубоко верующие люди каждый день озвучивают утверждения, что люди, неверующие в их символ веры, не выполняющие те или иные религиозные предписания, их диетологические установления, поступают плохо, погрязли в разврате, нечестивцы и вообще - будут гореть в аду. И наплевать им на чувства любителей сочных сосисок, людей иной веры и людей без веры вообще. Почему бы атеистам не платить им той же монетой?
Оговорюсь: поддерживаю "Шарли Эбдо" постольку, поскольку речь идет о критике религии; если в журнале есть неполиткорректные карикатуры, затрагивающие расы, нации, пол, возраст, ориентацию и так далее - я не с ними. Говорю только о религиях.
Чтобы с порога отмести нападки со стороны мусульман: я также за карикатуры на иудаизм, христианство во всех его течениях, буддизм, индуизм, далай-ламизм, шаманизм и далее по списку.
Карикатуристы имеют право и из принципа свободы слова, и по другой, более важной причине. Об этом и поговорим.
Но сначала признаюсь, что статью с таким названием: "Виноват ли ислам в том, что он ислам", я уже написал и опубликовал лет 20 назад - в процветавшей тогда в Израиле "Новой газете", которую редактировал известный журналист Лев Авенайс (Малинский). Она была тезисно короткой - слов на двести. Сейчас пришло время остановиться на этой теме подробнее.
Я писал тогда - и повторяю сейчас: нет религий воинственных и не воинственных, агрессивных и не агрессивных, все одним миром мазаны.
Тем, кто в статьях, в социальных сетях приводят свидетельства воинственности ислама (цитируя Коран), можно парировать такими же кровожадными цитатами из Торы, Евангелия. "Не мир, но меч принес я в этот мир" - куда же более воинственно! И это вовсе не Коран.
Недавно какой-то доброхот опубликовал цитаты из Корана, призванные доказать ущербность, воинственность ислама. Вот несколько примеров из той статьи:
"Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха... и не подчиняется религии истины " (9:29);
"…бейте же их (неверных) по шеям, бейте их по всем пальцам!"» (8:12);
"А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее". (47:4);
"Ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете ничего подобного НЕТ!!!" - завершает тремя восклицательными знаками этот автор свой труд.
Он тут же получил ответ от человека, обидевшегося на эти упреки исламу. Этот автор не остался в долгу и в свою очередь привел отрывки из Библии и Евангелия, свидетельствующих о "кровавой сути" иудаизма и христианства.
Он пишет, саркастически ухмыляясь: "Читайте, наслаждайтесь из Библии:
"Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы... и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их" (Втор. 7:1-2)
"А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию" (Втор. 20:16-17)
"И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все] истребили мечом" (Иисус Навин 6:21)
"И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев" (Иисус Навин 10:40)
"Теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1 Царств 15:3)
И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. (Исход 32; 27-28)
Это считается нормальным? - пишет автор заисламской статьи и вопрошает: "Зачем на каждой странице Библии Бог убивает людей или приказывает избранному народу истреблять другие? (Особенно много почему-то страдают дети). Вообще, в Библии так много жестокости, что я не посоветовал бы ее читать детям".
Он продолжает: "А зачем Иисус (теперь уже Новозаветный - Ю.М.-М.) приказывает своим ученикам приводить к нему любого, кто не признает его, и жестоко избивать? (Лук 19:27) Зачем сам Иисус убивает (вроде бы против своих принципов) людей, иногда за то, что они отдают ему не все деньги за продажу дома (Деяния 5:1-10)?"
Кто же из двух этих современных авторов прав?
Оба правы. Варфоломеевскую ночь устроили не мусульмане. И инквизиция - изобретение доброй христианской религии. С другой стороны, подавляющее большинство терактов в наши дни совершаются во имя Аллаха.
Наряду с этим и в Коране, и в Торе, и в Евангелии можно найти фразы, призывающие к добру. То есть, неважно, что написано в книге - важно, какой меседж подчеркивают служители веры, весь этот клир: муллы, раввины, пасторы, попы, ксендзы.
Почему же мы не боимся христианства и иудаизма, и испытываем панический страх перед исламом?
Потому что для христианства все эти ужасы - кровавое прошлое. Не говоря уже об иудаизме, два тысячелетия бывшем в загоне. Христианство в прошлые века было многократно бито светской властью, и сейчас знает свое место.
Кроме того, и христианство, и иудаизм подвергались многолетней уничижительной критике атеистов. Огромные массы людей воспитаны в духе скептического отношения не только к попам и раввинам, но и к самой их религии.
Теперь христианство знает свой шесток. Даже Папа римский издает источающие миролюбие буллы и молится только о том, чтобы не разразился еще один педофильный скандал.
Большевистская власть хорошо дала по башке православной церкви в России. Попы знают свое место. Не забывают напоминать своей пастве, что "всякая власть от Бога".
Несмотря на то, что в Израиле нет полного отделения государства от религии, клир и здесь знает свое место: санитаром служит мощная пресса, которая отлично прессует их. Никто раввинов не боится. С ними не чикаются, сажают в тюрьмы за нарушения закона. Посмеют проповедовать насилие - сядут и за это.
А для ислама отрубание голов, взрывание в автобусах и на стадионах, массовые расстрелы в театрах - это печальное настоящее. Так уж исторически сложилось, что ислам пока не получил крепко по голове от светской власти - и вошел в 21 век, не узнав, где на самом деле его шесток. Поэтому при первой же возможности он хватает в свои руки вожжи власти, командует армиями, распоряжается финансами страны, ее природными богатствами, проповедует священную войну.
Даже не будучи у власти держит в страхе светских правителей - и в Египте это было при Мубараке, и в богатейшей Саудовской Аравии это есть. Главный козырь ислама: все боятся даже заикнуться о том, что политкорректно называют "планированием семьи". Египет пал из-за того, что там ежегодно рождался миллион новых граждан, но никто не в силах создавать столько новых рабочих мест. Пока такая ситуация продолжается, Египет будет страдать.
Благодаря этому ислам с одной стороны постоянно генерирует легионы своих сторонников, с другой - препятствуют решение серьезных социальных проблем, которые угрожают стабильности, время от времени взрывают общество, создавая массы беженцев.
Важное замечание: укоротом клира должен заняться его же народ, когда поймет, что жрецы вредят им больше, чем приносят пользу. Удары со стороны чужих воспринимаются народом как притеснение, а не вызволение. Я редко хвалю Барака Обаму, но его решение спасать мусульман руками самих мусульман приветствую. Поэтому есть надежда на то, что созданная вчера арабская коалиция по борьбе с ИГИЛом принесет какие-то плоды.
Нет сомнений, что религию нужно заключить в рамки. И в этой священной борьбе большая роль принадлежит средствам массовой информации, в том числе - воинственному агит-листку "Шарли Эбдо". Французские карикатуристы имеют моральное право критиковать мусульманских экстремистов - они и Францию достали.
Вместе с тем я хочу подчеркнуть, что критиковать зажатые властью религии - западло. Лежачих не бьют. С недоумением воспринимал сатиру на отца Федора в 12 стульях. С недоумением и неловкостью: чего геройствовать над поверженным врагом? После того, как большевики поглумились над попами? И стоит ли еврейскому атеисту смеяться над православным священником? (В начале 1980-х режиссер одного из ташкентских театров спросил меня, не могу ли я написать для него антиклерикальную пьесу? Это беспроигрышная ставка на госпремию. Я сходу отказался: высмеивающая мулл пьеса драматурга-еврея, поставленная режиссером-евреем? Увольте.)
И на еврейскую религию нужно нападать с осторожностью: из-за Холокоста. Миру нужно сначала отмыться от своего греха перед евреями, долго еще каяться и каяться за смерть невинных шести миллионов. И главное: под критикой иудаизма нередко прячется кондовая юдофобия.
И святое дело - поглумиться над религией победительной, пользующейся поддержкой и покровительством мощной мировой прессы.
Не нужно со мной затевать спор на теологические темы. Возможно, что не все рационально, не все - "земно". Но ни за что не заставите меня поверить, что клир неважно какой конфессии что-то знает о божественном провидении.
Почему бы не пошутить над человеческими заблуждениями, над верой в то, что произносимые в особой позе малоинтересные фразы, запреты на поедание того или иного, притворное омовение той или иной части тела помогут установить связь с этим "нечто".
Будь я сейчас редактором газеты - не колеблясь опубликовал бы карикатуру на микву - на то, как зараженные приапизмом служители подсматривают за наивными верующими женщинами. Инвективу на тех, как вытягивает деньги у прихожанок за право окунуться в "освященный" бассейн сомнительной чистоты (говорили об этом недавно на "Решет бет"). Буду я приветствовать и карикатуру на раввина, который на полном серьезе рассуждает о том, что еврею-коэну дозволено вступать в связь с несовершеннолетней, если та этого хочет (скандальное видео с этой "проповедью" недавно выставили в Сети).
Кичащихся тем, что "иудеи дали миру 10 заповедей, основу нравственности человечества", я спрошу, давно ли они читали эти 10 заповедей? Первые четыре вообще никакого отношения к этике не имеют. Даже пятая заповедь: чти отца и мать свою - это, если пораскинуть мозгами, забота среди прочего и о том, чтобы дети не изменили вере родителей, остались в родительской конфессии. Это не перечень нравственных постулатов, а скорее ревнивое требование не переметнуться к конкуренту, не соблазниться ритуалами другой страховой компании, гарантирующей хорошую пенсию в загробном мире. Забота о своей десятине.
И только с шестого пункта, бегло, Библия скороговоркой, сквозь зубы, перечисляет то, что принято считать основами современной морали: не убий, не прелюбодействуй, не кради…
Может, на заре цивилизации нужно было сказками о жестоком и мстительном боге удерживать людей от убийств, краж, свального негигиенического греха (Si Dieu n 'existaitpas, ilfaudrait I'inventer - Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать. Вольтер). Но человечество с тех пор повзрослело, поумнело, стало более самостоятельным. В наш век утверждать, что без веры в карающего бога народы погрязнут в разврате, убийствах, кинутся грабить соседей - это издевательство над здравым смыслом. Человечество в массе своей уже достигло той естественной стадии развития общества, когда здоровые умом люди не бегают голышом по улицам, не тащат в свой дом все, что плохо лежит, не бросаются на улицах друг на друга с ножами. Они придерживаются основных этических норм не из боязни перед посмертным адом и не из-за пряника в виде рая - а из осознания, что это плохо. И если бросаются на людей с ножами - то как раз с благословения и наущения своих проповедников - религиозных или партийных.
Приличному поведению людей способствовала не только религия, но и мыслители, писатели, люди искусства вообще. Нет необходимости в хитрых жрецах в рясах, лапсердаках 19 века, халатах и тюрбанах, чтобы понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Ярчайшее доказательство тому - пристойное (в основном) поведение нас, так называемых "совков", сотен миллионов бывших советских людей, родившихся, выросших в светском государстве, не верящих ни в рай, ни в ад, ни в кашерность, ни в посты, ни в тфилин, ни в причастие, ни в крестики, ни в нолики.
Конечно, и сегодня есть у религии своя миссия, своя паства, она призвана обслуживать духовные потребности определенной части населения, нуждающейся в поддержке - вот пусть этим и занимается.
Не надо ей лезть во власть, заниматься вербовкой новой паствы, навязывать другим свой взгляд на мироустройство.
Я понимаю людей, которые не могут жить без животных в доме, и считают это раем. Но мое толерантное отношение к ним кончается, как только они начинают утверждать, что каждый должен жить с животными, и тот, кто не держит их дома - плохой человек, ущербный. Более того: любители кошек твердят, что собачатники - грешники, место которых в аду, и наоборот. А любители игуан вообще готовые сжечь на костре и тех, и других.
Таких людей нужно держать в черном теле, по меньшей мере - высмеивать при каждом удобном случае.
***
yuramedia@gmail.com