Читайте также
И окрепли Хашмонаим, коһаним гдолим, и разбили их (греков), и спасли евреев из их рук, и поставили царя из числа коэнов, и вернулось царство к Израилю более чем на 200 лет, вплоть до разрушения Второго Храма. РАМБАМ, "Мишнэ Тора", Книга Времен (раздел Законы Свитка Эстер и Хануки, 3:1)
Мы все любим праздник Хануки - и за его легкий и веселый характер, и за события, с ним связанные. За стойкость еврейского народа в борьбе с иноземными захватчиками, за силу его духа, за верность идеалам. Мы празднуем не только чудо в Храме, но и победу небольшого партизанского отряда сыновей Матитьягу Хашмоная в борьбе с регулярными войсками селевкидского царя Антиоха IV Эпифана. Но вот суть конфликта евреев и эллинов, понятна ли она нам?
Внешне все просто. Нехороший царь Антиох Эпифан из эллинистической династии Селевкидов вознамерился навязать силой свою религию и культуру нашему народу. К сожалению, нашлось немало коллаборационистов, однако в народе оказалось стойкое, несгибаемое ядро, и силой своего духа они увлекли остальных. Эллины были разбиты, их идолы снесены, служба в Храме восстановлена.
Вроде бы, все понятно. С евреями - да. Но вот с эллинами - нет. В истории не раз один народ проявлял насилие над другим (в том числе, и духовное), но всегда за этим стояла весьма конкретная материальная цель: рабы, ресурсы, рынки сбыта. Чтобы прибрать все это к рукам, желательно лишить местный народ духовной опоры. Однако в отношениях эллинов и евреев мы подобного не наблюдаем. По крайней мере, мудрецы Талмуда, поведавшие нам историю праздника, этот аспект полностью решили опустить. Создается впечатление, что Антиоха ресурсы страны Израиля не интересовали вовсе. Да, храмовую утварь он увез, но взамен понаставил статуи Зевса.
И опять же непонятно, ведь греки - политеисты. С чужими богами они не воюют. Мало ли, на местах местные боги и посильнее Зевса могут оказаться. Проще включить их в свой пантеон. Как египетского Озириса или вавилонскую Астарту. На всякий случай. Какая же муха их укусила на этот раз?
Действительно, в празднике Ханука есть загадка. А отгадка в самом слове "эллины", или "греки". На иврите - "яваним". Ничего это слово не напоминает? Правильно, напоминает слово "мэвиним" - "понимающие". Пишется немного не так, но созвучно. Наши мудрецы говорят, что такое созвучие неслучайно. Оно отражает особенность "эллинского" мировосприятия.
Эта особенность - вера в то, что с помощью разума можно все понять, решить любую возникающую проблему, от самых простых, насущных, до экзистенциальных, связанных с основами бытия. Стоит только пораскинуть мозгами, порассуждать и верное решение можно найти.
Вроде бы, звучит неплохо. Мы существа мыслящие, так почему бы и не помыслить? На этом основана вся наша наука: накапливаем факты, на их основе строим теорию, затем теорию проверяем на практике. Проблема только, достаточно ли у нас фактов, не уходим ли мы в абстрактные размышления.
Тут кроется подвох. Увлекшись красотой теории, очень часто люди забывают о фактах. Более того, начинают выдавать желаемое за действительное, видят то, что хотят видеть. И загоняют себя в беду.
Простой, но очень актуальный в наше время пример. Пресловутая идея толерантности, одна из основ современного западного общества. Внешне все хорошо и правильно. Надо быть терпимыми друг к другу и уважать мнение каждого. Логично? Логично. И даже работает. Но до тех пор, пока люди пребывают в рамках единой культуры, чувствуют близость друг к другу, не сотрясаются экономическими и политическими неурядицами. Стоит что-то из перечисленного нарушить и взаимное непонимание сразу выходит из-под контроля.
Это происходит на наших глазах в Европе. Наводненное эмигрантами (которых, опять же, пустили из самых лучших побуждений), европейское общество не в состоянии справиться с глубочайшими культурными различиями между старожилами и новоприбывшими. Разное понимание того, что можно и должно, что допустимо и что нет, приводит к тяжелым конфликтам.
Европеец, воспитанный в протестантской этике, утверждающей, что труд является самостоятельной ценностью, не понимает, почему, скажем, африканцы сидят годами на пособии и не стараются найти работу.
А африканец, в свою очередь, не понимает, зачем что-то делать, если дают и так. В его глазах труд не обладает самостоятельной ценностью, он лишь средство для получения жизненных благ. Зато ценностью являются семейные и общинные связи, взаимопомощь и взаимоподдержка. И если чернокожего подростка обижают полицейские, то поднимается весь район. Что дико в глазах европейцев: на полицию, даже если она виновата, можно подать в суд, и это личное дело обиженного.
Про религиозные различия лучше не говорить вообще, уж больно острой становится сейчас эта тема.
Таким образом, "греческий" подход, при всей своей кажущейся логичности не работает. Абстрактные красивые рассуждения разбиваются о быт и чем больше времени занимает осознание их пагубности, тем в большие бедствия мы успеваем войти.
Хорошо, а что говорят евреи? Что они противопоставляют "эллинам"? Чтобы понять еврейский подход, надо вернуться к истокам возникновения народа Израиля. Когда-то, давным-давно, еще в древнем Вавилоне мудрец по имени Авраам обнаружил, что за всеми явлениями природы стоит один общий закон - закон единства. Все мироздание представляет собой единую систему и если на каком-то его уровне проявляются противоречия, то это лишь для того, чтобы найти свое разрешение на более высоком уровне бытия.
Из разнозарядных частиц возникают атомы и молекулы. Процессы поглощения и выделения являются основой существования живых организмов. Растения и животные, травоядные и хищники создают экологические системы.
Тот же закон всеобщего единства действует и в человеческом обществе. Но из области инстинктов он переходит в область сознания. Единство надо ощутить в мыслях и желаниях и это автоматически уже произойти не может. Нужны целенаправленные усилия. Природа подгоняет к ним, но человек должен сделать свой самостоятельный шаг.
Еврейский подход состоит как раз в учитывании этого закона. Ничто не должно быть предпринято, если оно не влечет за собой большее единство. Как говорят наши мудрецы, "лучше сиди и ничего не делай". Следует постепенно осваивать методику взаимного существования. Обучать людей чувствовать друг друга, считаться друг с другом. И только достигнув определенного уровня взаимоимодействия, переходить к следующему.
Основой всего должна служить методика воспитания, меняющая человека. Без этого никакие решения, ни политические, ни экономические, не будут правильными. Европа поспешила открыть границы, но ничего не сделала для того, чтобы объединить людей, а не только валюту. Отсюда все ее сегодняшние беды. Выйти из них можно только создав широкую сеть курсов совместного существования. И обязать новоприбывших проходить такие курсы, а без этого не давать ни вида на жительство, ни пособия.
"Еврейский" подход противоположен "греческому", он запрещает принимать решения, основанные на абстрактных рассуждениях. Поэтому евреи так воспротивились "греческой" культуре, красивой на вид, но ведущей в тупик. Это произошло в дни Хашмонаим. Тогда Маккавеи победили. Но разногласие осталось, оно раскрылось в более глубоком виде в последующих исторических событиях, привело к изгнанию, и в наиболее остром виде проявилось в наши дни. Об этом сказал РАМБАМ:
вернулось царство к Израилю… вплоть до разрушения Второго Храма.
А потом было утрачено снова. "Греки" взяли реванш, именно они определяли развитие человеческой цивилизации вплоть до наших дней. Но теперь "греки" зашли в тупик. Это мы видим в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке - везде. Человечество исчерпало все свои "-измы". Наука, культура, экономика - все буксует. Пришла снова пора подниматься против "эллинского" подхода и на сей раз победить его окончательно.