Читайте также
Волна терактов в Париже 13 ноября не затмила для израильтян обиды на Европу, а придала ей новый оттенок.
"И даже после этого для вас главные враги – евреи", - упрекают европейцев одни комментаторы и блогеры.
"Вот результат вашей любви к арабам и антисемитизму", - почти злорадствуют другие.
Так остро реагируют в Израиле на решение Европейской комиссии маркировать особыми этикетками продукты, произведенные на западом берегу реки Иордан. Эту территорию большинство европейских стран считает оккупированной, а построенные на ней еврейские поселения - незаконными.
Израильские политики уже назвали эту меру дискриминационной, возмутительной, несправедливой и новой формой антисемитизма. Ее сравнили с бойкотом еврейских магазинов в Германии в 30-е годы прошлого века и желтыми звездами на одежде немецких евреев. Министр науки Офир Акунис отказался участвовать в мероприятии, на котором должен был присутствовать представитель ЕС, хотя фонд, организовавший это мероприятие, получает финансирование на научные исследования от Евросоюза.
Студенты провели акцию протеста у дома посланника ЕС в Герцлии, требуя прекратить вмешательство в политику Израиля и отменить решение, играющее на руку врагам еврейского государства.
На самом деле, градус возмущения неоправданно высок и сам по себе может расцениваться как попытка повлиять на политику Евросоюза. У ЕС и входящих в него стран есть полное право давать свою оценку происходящему в Израиле и принимать решения на основании этой оценки.
Да, в Европе не маркируют продукцию непризнанных Северного Кипра и Западной Сахары, но и это - внутреннее дело Евросоюза. Неправомочно также сравнивать решение ЕС с законами нацистов, поскольку речь не идет о бойкоте еврейского бизнеса в Европа и даже о бойкоте израильской продукции.
Маркировка товаров из-за "зеленой черты" - фактор, не очень приятный для международного имиджа Израиля, но на деле наносящий минимальный ущерб его экономике в целом и торговле с Европой в частности.
По оценкам специалистов, новое решение может затронуть лишь 2-3% поступающей в Евросоюз израильской продукции, которая составляет около 30% всего израильского экспорта.
К тому же, большинство европейских покупателей, за исключением кучки упертых радикалов, обращает внимание на качество товара, а не его происхождение. Маркировка может дать даже положительный результат – друзья Израиля, одобряющие его политику, смогут целенаправленно покупать маркированные продукты, чтобы поддержать еврейское государство. МИД могло бы инициировать такую кампанию, которая принесла бы больше пользы, чем заявление протестов.
Что касается наших недоброжелателей, то, чтобы отпугнуть их, достаточно этикетки "сделано в Израиле". Так что европейские лидеры правы, называя свое решение "символическим". Понятно, что этот символ не нравится Израилю и означает для него дипломатическое поражение, но задуматься об этом стоило раньше.
Вопрос маркировки обсуждался давно, а некоторые страны успели ввести его по собственной инициативе. У Израиля было достаточно времени, чтобы хотя бы попытаться воспрепятствовать этому решению. Но нам не удалось донести до лидеров ЕС даже такую простую истину, что от бойкота продукции из-за "зеленой черты" первыми пострадают палестинцы, работающие на предприятиях и плантациях в тех самых "незаконных" еврейских поселениях. Что уж говорить о доказательствах того, что Израиль соблюдает права человека и демократические принципы – этим просто никто не занимался. Между тем, это условие упомянуто в преамбуле к Ассоциативному соглашению между ЕС и Израилем.
Есть мнение, что власти Израиля всегда обращали слишком мало внимания на Европу, концентрируя свою внешнюю политику на США и Юго-Восточной Азии. Но на самом деле причина – в общих недостатках израильской дипломатии и пропаганды. Одноразовых выступлений Нетаниягу в ООН мало, чтобы повлиять на мнение европейского и всего мирового сообщества.
Долгие годы Израиль вел себя так, как будто за ним закреплена презумпция правоты, обусловленная виной Европы перед жертвами Холокоста. Никто не снисходил до разъяснений ситуации, как будто наша правда должна быть очевидна всем.
Однако, как ни удивительно, даже высокопоставленные политики получают основную информацию о происходящем в других странах из СМИ (по большей части левых) и докладов правозащитных организаций. Пропалестинские круги работают упорно и целеустремленно, донося до европейского общества и его лидеров нужные им идеи. Израиль же прикладывает очень мало усилий, чтобы опровергнуть эту картину. Вместо этого непопулярные действия в адрес Израиля объясняются традиционным антисемитизмом Европы и уступками мусульманскому населению. Принято также ссылаться на левые взгляды и социалистический бэкграунд европейских лидеров.
Такое впечатление, что нашим руководителям выгодно представлять Европу врагом, маскируя собственные дипломатические просчеты. В последнее время израильские СМИ гораздо больше (и с куда большим удовольствием) рассуждают о близкой гибели Европы под напором массы беженцев, чем о сотрудничестве с Евросоюзом.
Но если наше отношение действительно таково, то почему нас вообще волнует этот загнивающий, промусульманский, антисемитский Старый Свет? У нас хватает партнеров в мире – США, Канада, Китай, Индия, страны бывшего СССР. Да что там – даже арабские государства покупают наши товары, хотя порой тоже мудрят с этикетками. Зачем вообще обращать внимания на несчастную, выживающую из ума старушку Европу? Почему решение о маркировке продуктов вызвало такую бурю в обществе и руководстве, словно речь идет о коварном предательстве близкого друга?
Пора в конце концов определиться. Если Европа нам друг и партнер, то нужно стремиться к взаимопониманию и разъяснять недоразумения, иногда доказывая очевидные для нас истины. Если же нет – то не имеет смысла обижаться на Евросоюз.