Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Неожиданные факты о реформистах и консерваторах

Существует стереотип, что последователи либерального иудаизма - преимущественно ашкеназы, и среди них практически нет евреев-выходцев из восточных стран.

28.10.2015
Источник:9tv.co.il
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Порядка 9 процентов израильтян относят себя к либеральным течениям иудаизма. При этом среди них в процентном соотношении больше евреев-выходцев из восточных стран, так называемых "мизрахим", чем евреев-выходцев из Восточной Европы - ашкеназов.

Число приверженцев либеральных течений иудаизма в Израиле постоянно растет, и большинство из них, вопреки стереотипам, сочувствует политическому центру, а не левому лагерю. Таковы данные Индекса религии и государства за 2015 год.

В 2012 году Институт Гутмана опубликовал данные опроса фонда Авихай, которые удивили многих. 7,2% опрошенных израильтян заявили, что "определяют себя с религиозной точки зрения" последователями реформистского или консервативного иудаизма (по 3,6% на каждое из них).

Это вовсе не соответствует широко распространенному убеждению, что - якобы по словам Бен-Гуриона - "синагога, в которую не ходят светские израильтяне, - ортодоксальная".

Исследователи не торопились делать какие-либо выводы, а подошли с осторожностью к данному исследованию, решив подождать дополнительных опросов и статистических выкладок.

В 2013 году Израильский институт демократии опубликовал ежегодные данные индекса демократии, в том числе по поводу отношения к течениям внутри иудаизма. И результат оказался схожим - 7,1% опрошенных заявили о своей принадлежности к реформистскому (3,9%) или консервативному (3,2%) иудаизму.

Это дало основание прийти к выводу, что за последние годы значительная часть евреев Израиля стала определять себя в качестве последователей либеральных течений иудаизма, даже не будучи активными членами этих общин. По всей видимости, большинство из этих людей выбирают для себя то, что предлагают именно эти течения - детские сады, проведение обрядов бракосочетания ("хупа") и бар-мицвы, и так далее, а те же услуги, предлагаемые ортодоксальными общинами и синагогами, по какой-то причине их не устраивают.

Результаты данных исследований показали, что реформисты и консерваторы превратились в фактор, который отныне следует учитывать, в том числе и при проведении последующих опросов.

В сентябре организация ХИДУШ опубликовала результаты индекса религии и государства за 2015 год. Речь идет о ежегодном опросе общественного мнения, проводимом Институтом Смита в сотрудничестве с Ynet, в котором принимали участие 800 человек. В нынешнем году впервые в него был включен вопрос, к какому из течений иудаизма относят себя респонденты, а затем еще ряд уточняющих вопросов, что привело исследователей к неожиданным выводам.

По данным индекса, 9% евреев Израиля относят себя к последователям либеральных течений иудаизма, 4% - консерваторы, 5% - реформисты. Статистически это соответствует числу тех, кто определяет себя ультраортодоксами ("харедим") и национальными ультраортодоксами ("хареди леуми").

Означает ли, что последователи либерального иудаизма уже превратились в политическую силу, равную по силе и возможностям ультраортодоксам? Вовсе нет. Совершенно очевидно, что религиозная самоидентификация определяющих себя ультраортодоксальными евреями гораздо крепче, чем тех, кто соотносит себя с реформистами и консерваторами.

Однако сам тот факт, что почти десятая часть израильского общества считает себя последователями либеральных течений иудаизма - это уже красноречивый факт роста их влияния, что будет находить все больше отражения в окружающих нас реалиях. Отметим, что исследователи намеренно использовали в опросниках оборот "отношу себя", а не "сочувствую", что указывает на более крепкую связь.

Затем исследователи сконцентрировались на последователях конкретных течений внутри иудаизма, и результаты оказались очень любопытными. Израильский институт демократии обнаружил, что более половины тех, кто идентифицирует себя с национально-религиозным лагерем, сами не считают себя религиозными. Схожие результаты показал анализ раскладки тех, кто отметил себя в качестве последователей реформистского и консервативного иудаизма - 57% из них считают себя светскими израильтянами в своей повседневной жизни. Но еще 35% отметили, что придерживаются традиционного образа жизни, а 8% и вовсе набожны.

Существует стереотип, что последователи либерального иудаизма - преимущественно ашкеназы, и среди них практически нет евреев-выходцев из восточных стран. Однако результаты опроса показали их равное участие. 10% "сабр", то есть евреев-израильтян, родившихся в Израиле, определяют себя как реформисты или консерваторы. 9% последователей либеральных течений иудаизма родились в арабских странах или дети выходцев из стран Востока. То же самое касается 8% ашкеназов, то есть выходцев из стран Восточной Европы или Северной Америки, либо их детей.

Опять же, речь идет о тех, кто идентифицирует себя с либеральным иудаизмом, а не об активных членах их общин, которых значительно меньше. По всей видимости, в обеих общинах преобладают немолодые выходцы из стран Европы и особенно Северной Америки. А что думают их дети? Необходимо провести отдельное исследование на эту тему.

Среди ультраортодоксальных евреев распространено мнение о последователях либеральных течений иудаизма, будто бы те больше сочувствуют левому политическому лагерю. Однако исследования показали, что это широко распространенное заблуждение. Как показали исследования, 15% израильтян, сочувствующих центристским партиям, причисляют себя к реформистам или консерваторам. При этом, такая религиозная принадлежность у 6% правых и 9% левых. Социологи сделали предположение, что респонденты причислили себя к реформистам и консерваторам в качестве компромисса, не считая себя ультраортодоксами, но и не полностью светскими.

76% тех, кто считает себя последователями либеральных течений иудаизма, выбирают неортодоксальную церемонию бракосочетания, если бы у них был выбор. При этом, 75% последователей консервативного иудаизма предпочли бы ортодоксальную "хупу".

Соответственно, только четверть консерваторов поддерживают светское бракосочетание, либо либеральное - в рамках реформистской или консервативной общины. При этом 45% реформистов выступают за нерелигиозную церемонию.

Еще один интересный факт - 31% реформистов, почти треть, поддерживают гражданские браки (без официальной регистрации), а среди консерваторов таких нет вовсе.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке