Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Суккот 2015 года

Еврейские праздники – это символы особых духовных состояний, в которых мы достигаем взаимной отдачи, любви друг к другу на все более высоких ступенях и с большей глубиной вовлечения в это соединение нашего сердца и разума.

Михаэль Бруштейн
27.09.2015
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Еврейские праздники, как и самих евреев, отличает одна особенность. Они у всех на виду, о них написано бесконечно много, однако что они представляют собой на самом деле, почти ничего неизвестно. Осенний праздник Суккот не является исключением из этого правила.

Внешние атрибуты праздника достаточно сложны и трудоемки. Нужно выстроить особое строение – «сукку». Необходимо подготовить так называемые четыре «миним» – четыре вида растений:  лулав (пальмовая ветвь), «адасим» (ветки мирты), «аравот» (ветки ивы), этрог (цитрусовый плод). Кроме всего прочего, праздник сопровождают особые молитвы и ритуальные действия.

Спрашивается, зачем все это? Неужели лишь для того, чтобы отпраздновать сбор урожая или/и напомнить о скитаниях евреев после выхода из Египта, как говорят об этом многие комментаторы? Может быть, мы знаем не всё…

Еврейские  праздники – это не традиция какой-то страны или одного народа, а символы особых духовных состояний, в которых мы достигаем взаимной  отдачи любви  друг к другу на все более высоких ступенях и с большей глубиной вовлечения в это соединение нашего сердца и разума.

Михаэль Лайтман

Неожиданный поворот, не правда ли? С другой стороны, такой подход, возможно, объяснит  те действия, которые сопровождают праздники?

Вначале вспомним об атрибутах праздника Суккот.

«Сукка» – это временное жилье, которое строят специально для праздника. В ее устройстве есть много тонкостей. Однако главное внимание оказывается кровле. Она делается из отходов, взятых из гумна и винодельни, то есть из отходов производства хлеба и вина, и это не случайно. Оказывается, хлеб олицетворяет особую силу, называемую «свет Хасадим». Вино символизирует другую силу – «свет Хохма».

Эти и другие силы, о которых пойдет речь, существуют в природе, но приборами, которые имеются в распоряжении современной науки, они не улавливаются. Дело в том, что речь идет о силах и явлениях, которые тем или иным образом воздействуют на то, что мы называем «эго». По сути, речь идет о настоящей методике, имеющей свою особую терминологию. О том, что эта методика существует и что она работает, говорит один хорошо известный факт.  

Заповедь «возлюби ближнего как самого себя», которая является сутью всей Торы – так что все остальные заповеди лишь разъясняют и толкуют ее – невозможна для исполнения одним человеком, а только при предварительном согласии всего народа.

Бааль Сулам, Поручительство

О том, что евреи когда-то стояли у горы Синай в ожидании получения Торы, знают многие. Но мало кто задумывался, о чем на самом деле идет речь. А ведь произошло невероятное. Заповедь «возлюби ближнего» была реализована целым народом! При всем при этом мы прекрасно осознаем, что заставить или научить любить ближнего невозможно, поскольку человек «неизлечимо болен» заботой о самом себе. Конечно, существуют исключения, но общей картины это не меняет. Таким образом, лишь изменив каким-то образом природную эгоистическую составляющую человека, мы сможем говорить об изменении отношения к ближнему.

Праздники, включая Суккот, передают нам информацию о том, как «здоровый эгоист» переходит к состоянию «как один человек с единым сердцем».  Например, те четыре вида растений, о которых было сказано ранее, символизируют четыре промежуточных состояния, которые отделяют «просто человека» от «человека исправленного».

Сразу налетает шквал вопросов. Почему четыре? С чем это связано? Почему именно эти растения, а не другие? И что значит «исправленный»?

Во время праздничного ритуала четыре растения («миним») берут в руки, подразумевая, что лишь преодолев четыре состояния, можно прийти к объединению с другими людьми. Речь идет о том, что процесс перехода к исправленному состоянию можно контролировать и направлять!

Семь дней, которые длится праздник, соответствуют получению семи видов «светов», которые определяют характер и уровень объединения. Они называются: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод, Малхут.

Кульминация наступает в последний день праздника, который называется «Шмини-Ацерет», а также «Симхат Тора». Он символизирует высшую степень объединения. Нетрудно догадаться, что праздник включает в себя еще множество  элементов, требующих объяснений.

И все-таки главное – не забывать, что праздники – это не просто традиции, это напоминание, что стать единым народом нам, с одной стороны, еще предстоит, а с другой стороны, такая возможность реально существует.

В заключение хочется напомнить, что в те недолгие периоды истории, когда еврейский народ был «как один человек с единым сердцем», друзей  у него было много, а враги предпочитали с ним не связываться. К сожалению сегодня ситуация несколько иная. Отношения между людьми далеки от идеальных, а врагов гораздо больше чем друзей.

Как бы там ни было, хочется пожелать, чтобы чудо единения, иначе это не назовешь, произошло и как можно скорее. Тем более от нас этого ждут все.

Хорошего праздника!

Израиль должен существовать не в качестве обособленной части человечества, а в качестве всеобщего духовного достояния.

Рав Авраам Кук, Философия иудаизма 

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке