Читайте также
Лидер НДИ и министр иностранных дел Авигдор Либерман оказался в патовой ситуации. С одной стороны, он на подъеме и опросы сулят НДИ успех на грядущих выборах, с другой – слушания у юридического советника Иегуды Вайнштейна по его многострадальному и многолетнему делу зависли над Иветом дамокловым мечом. В любом случае, это дело не могло продолжаться вечно, переходя от одного юридического советника к другому.
Либерман понимает, что наступает момент истины, и вся страна с неослабевающим интересом следит за слушаниями. Как бы то ни было, главное обвинение, во взяточничестве, неизвестно куда улетучилось, испарилось, как и подозрение в нарушении законов о предвыборном финансировании. Следователи сменили тактику, и теперь ему вменяют владение компаниями за рубежом и фактическое занятие бизнесом параллельно с политической деятельностью.
Авигдор Либерман, безусловно, самый успешный представитель русской алии в политике. Поэтому большинство олим считают преследования Ивета, да еще столь неприлично долгое, попыткой задушить его политическую карьеру. Но из фигур первого круга он действительно самый «долгоиграющий». Ему удалось разрушить влияние своего конкурента Натана Щаранского, который вошел в Кнессет с 7 мандатами – силой рекордной для того времени. Бывший гендиректор Ликуда и создатель русского Ликуда, Авигдор Либерман прекрасно знал, какие кадры что решают. Он не только спас Ликуд от разорения, таская для Биби каштаны из огня, но и сумел переманить к себе двух парламентариев из ИБА и постепенно увести огромную часть ее электората. С момента создания НДИ Ивет только прикупает мандаты от каденции к каденции. Именно он, а не Щаранский с Эдельштейном, а впоследствии и с Элькиным, ассоциируется у репатриантов с их главным защитником и представителем. Ему вменяют диктаторские методы руководства партией, но таковые движения были в Израиле и до него, и, вероятно, будут после.
Не стоит представлять фракцию НДИ, как это делается в ивритоязычной прессе, группой послушных болванчиков, голосующих исключительно по указке своего патрона. Вспомним бесконечно талантливого и безвременно ушедшего Юру Штерна. Вряд ли найдется более успешный и яркий министр туризма за всю историю этого ведомства, чем Стас Мисежников. Все внутрипартийное строительство и мощные структуры в городах лежат на Фаине Киршенбаум. Если внимательно проанализировать результаты муниципальных выборов, то можно понять, насколько гендиректор партии на своем месте. В кои-то веки мы получили энергичного министра абсорбции Софу Ландвер, на которую истосковавшиеся по своему углу пенсионеры смотрят как на последнюю надежду. Свои достижения у Роберта Илатова, Алекса Миллера, они потихоньку набирают вес в политике. Никто не скажет, что не на своем месте министр внутренней безопасности Ицхак Аронович. Непримиримые ликудники сегодня скорее видят воплощение своей идеологии в политической деятельности Узи Ландау.
Я, правда, не в восторге от девичьей сборной НДИ: и от Эстерины Тартман в прошлом Кнессете, и от Анастасии Михаэли - в этом. Не производит особого впечатления парламентская деятельность Орли Леви-Абуксис и Леи Шемтов. Но не будем делить депутатов по гендерному признаку: заместитель министра иностранных дел Дани Аялон тоже не герой моего романа. Как бы то ни было, в этой команде больше актива, чем балласта.
В состоянии ли они привести партию к победе без Либермана? Прежде чем называть НДИ партией одного лидера, спрошу: а чего стоит сегодняшний Ликуд без Нетаниягу? Или многострадальная Авода - без Шелли Яхимович? Кадима при Ципи Ливни впала в кому. Убежден, что какие-то голоса, скажем, 7 мандатов, партия НДИ по инерции наберет и без Либермана. А какие еще есть опции? Не похоже, что Ивет чувствует себя раздавленным, он даже не был на слушаниях и не прервал международный визит, предоставив защиту своим адвокатам. Те тоже демонстрируют определенный оптимизм. Похоже, что бы ни решил юридический советник, но дорогу в политику Либерману перекрыть не удастся.
Как сообщила «Едиот ахронот», решение по делу будет принято в конце 2012 года. Надо полагать, если бы обвинения были серьезнее, и наличествовала мощная доказательная база, то юридический советник до этого срока не тянул бы. Ну да, иностранные счета, успехи в бизнесе, работа за пределами Израиля, но не против же его. А уж сколько писалось про кипрские счета, которыми осчастливил полицию и госконтролера Михаил Нудельман. Либерман не опровергает, что его компания имела счета за границей, однако сейчас не времена Леи Рабин и иметь такие счета не запрещается. Значит, из всех обвинений самое весомое – это фактическое руководство компанией в период, когда Ивет вернулся в политику. В чем-то серьезном его дочь Михаль обвинить не удалось. Не он первый передает детям руководящее кресло в коммерческой структуре, и не думаю, что у остальных наших политиков, по совместительству успешных бизнесменов, сразу пропадает интерес к семейному бизнесу. Отношение Иегуды Вайнштейна к делу выгодно отличается большей беспристрастностью от позиции его предшественника Мени Мазуза. Мы не наблюдаем привычной утечки информации из ведомства юридического советника. Пока известно, что Вайнштейн хочет смягчить обвинения, а прокуратура во главе с Моше Ладором, напротив, настаивает на ужесточении формулировки, особенно в разделе отмывания капитала.
Полны непроницаемости и оптимизма и адвокаты Ивета. Их поведение на двух кругах слушания безупречно. Третий круг пройдет в начале февраля и будет посвящен вопросу отмывания капитала. И опять, в любом случае, пройдет несколько месяцев в ожидании рекомендаций по делу, так что прогнозам «Едиот ахронот» можно верить. В конечном итоге результаты слушаний повлияют на дальнейшие шаги Либермана. Если они будут мягкими, то можно рассчитывать на сделку со следствием и снисхождение. Поговаривают, что Либермана может ожидать период политического отстоя де-юре, как это было с Цахи Анегби, но он сможет руководить партией де-факто, и у русских на время появится свой Овадья Йосеф, свой духовный лидер. В таком случае мандаты у НДИ на выборах не обвалятся.
Впрочем, определенный ущерб имиджу такой вариант может принести, и чтобы не рисковать, можно инициировать досрочные выборы. На время выборов все действия по делу будут заморожены, а Либерман, согласно социологическим опросам, укрепит свое влияние в Кнессете. Во время избирательной кампании он не без оснований будет представлен в качестве жертвы юридической системы и навета против всей русской алии. Так что неизвестно, кто, кроме Либермана, от такого варианта выиграет.Нетаниягу тоже готовится ко всем возможным сюрпризам и тоже заинтересован в досрочных выборах. Понятно, что антиклерикальная риторика НДИ будет только нарастать, а с учетом появления Яира Лапида и определенных видов на него Ципи Ливни, Биби предпочтет роман с харедим нежным отношениям с НДИ. Ивет однозначно дает понять Биби, что период автоматической поддержки Ликуда закончен и пора платить по счетам, понимай, коалиционным соглашениям.
Биби хотел бы продлить закон Таля с предоставлением отсрочки харедим от армейской службы еще на 5 лет. Барак выступил против, и в результате премьеру пришлось отказаться.
Либерман угрожающе молчит, и это молчание ничего хорошего Биньямину Нетаниягу не сулит. Ключ от будущих выборов пока покоится в кармане юридического советника. Вот и приходится всем гадать, как на ромашке: май–июнь или октябрь–ноябрь.