Читайте также
Россия внесла в СБ ООН проект новой резолюции по Сирии. Западные коллеги в ООН уже дали понять, что компромисса не получилось. Обсуждение нового документа происходит на фоне неформальной дискуссии о возможности арабского военного вмешательства во внутренние дела Сирии. Миссия ЛАГ, которой не удалось остановить кровопролитие, уже в ближайший четверг представит доклад о ситуации в этой стране. Эмир в поход собрался
Эмир Катара Хамад бен Халифа аль Тани в минувшие выходные выступил с идеей военного вмешательства во внутренние дела Сирии. По его мнению, интервенцию могли бы осуществить армии арабских государств. Цель — прекращение гражданского конфликта. Мировая пресса цитирует эмира: «В сложившейся ситуации для прекращения убийств некоторое количество военных подразделений должно прийти для остановки кровопролития».
Аль Тани — первый из арабских лидеров, кто выступил с инициативой военного вторжения. Отметим, Катар с самого начала арабских революций занимал весьма активную позицию, направленную на поддержку мятежников, как информационную (силами телеканала Al Jazeera), так и материально-техническую и дипломатическую. Особенно ярко Катар проявил себя в ходе операции НАТО по свержению ливийского лидера Муаммара Каддафи. Войска этой нефтяной монархии вторгались на территорию североафриканского суверенного государства без санкции ООН, к тому же Доха призналась в поставках оружия Бенгази.
С самого начала конфликта в Сирии Катар поддерживал сирийских мятежников, стремясь заставить президента Башара Асада сдаться и уйти от власти. Суннитский фактор здесь можно назвать основным — сирийские мятежники выступают против алавитской сирийской верхушки под лозунгами суннитских радикалов. Что касается позиции в ЛАГ, то Катар стал инициатором приостановки участия Дамаска в работе лиги, взялся за урегулирование ситуации, считая виновной только одну сторону конфликта — официальные власти, и ему принадлежит идея «арабской инициативы», над реализацией которой ныне наблюдает миссия ЛАГ в Сирии.
Идея дохийского эмира пока не порадовала ЛАГ. Как заявил генсек этой панарабской организации Набиль аль-Араби, предложение Катара надо обсуждать. Но для того, чтобы поставить вопрос на обсуждение, идея должна быть изложена официально. На сей момент документа из Дохи нет: эмир высказал смелое предложение о военной операции устно в интервью американскому телеканалу CBS.
Региональные СМИ полагают, что Саудовская Аравия может поддержать идею вторжения: Эр-Рияд нередко действует согласно с Дохой. Против интервенции выступил президент Туниса Монсеф Марзуки: такого рода вторжения дестабилизируют регион. Генерал Генштаба египетской армии Мухаммед Али Биляль уверен: этот шаг приведет к эскалации насилия в стране.
СБ ООН: новый проект по Сирии
Москва внесла в СБ ООН новый текст проекта резолюции по Сирии — уже третий по счету и отредактированный. Как известно, РФ и Китай не хотят допустить «санкционной тематики» в резолюции, считая, что обе стороны конфликта виновны в эскалации насилия. Западные страны, напротив, желают заставить Асада уйти, считая его виноватым во всех бедах народа Сирии. Для этого, по их мнению, текст документа СБ ООН должен содержать решительное осуждение президента.
16 января, в понедельник, генсек ООН Пан Ги Мун в Арабских Эмиратах заявил: «Ситуация достигла неприемлемой точки. Я искренне надеюсь, что Совбез сможет разобраться с ситуацией, подойдя к этому с серьезностью, строгостью и согласованно».
Дискуссии вокруг проекта резолюции длятся уже несколько месяцев. На сей раз Москва учла замечания коллег по СБ. В частности, в него включен раздел, предложенный Францией и Португалией: призыв к властям Сирии «немедленно положить конец нападениям на тех, кто осуществляет свое право на свободу слова, мирных собраний и объединений». Об этом сообщают западные СМИ. Но санкций в отношении президента Сирии в проекте резолюции нет. Коллеги из Европы уже заявили, что не согласятся с этим документом: это не компромисс, а редакторская правка предыдущего текста, вынесенного на обсуждение 15 декабря.
Миссия готовит отчет
Как сообщают мировые СМИ, 19 января наблюдатели ЛАГ, работающие в Сирии, представят доклад в ООН. Этот документ послужит руководством к действию для СБ.
Напомним, миссия арабских стран работает в Сирии в надежде понять, как Асад и мятежники выполняют план по урегулированию и кто в кого стреляет. Представители повстанцев, напомним, практически с первых же дней работы арабских наблюдателей выражали недовольство по поводу их работы: оказалось, лаговцы обнаружили, что мятежники тоже стреляют.
Несмотря на то, что миссия в количестве почти 200 человек трудится в стране с конца декабря 2011 года, насилие не прекращается. По данным Верховного комиссариата ООН по правам человека, за 2012 год уже погибло около 400 человек. Общее число погибших за время конфликта — около 5 тыс.
Впрочем, есть еще надежда на то, что ЛАГ удастся разрядить атмосферу. Генсек Пан Ги Мун заявил вчера: «Я высоко оцениваю вовлеченность ЛАГ в диалог с президентом Асадом, искренне надеюсь на его продолжение и на то, что ему будет сопутствовать четкая программа действий». РФ солидарна с генсеком: миссия должна работать. «С нашей точки зрения, нельзя упускать тот шанс, который открывается, в том числе, при помощи присутствия арабских наблюдателей, на начало политического процесса и возможность сведения за столом переговоров и оппозиции, и правительства», — заявил заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов. На Смоленской площади полагают, что присутствие наблюдателей в целом позитивно и играет стабилизирующую роль. А вот оппозиция Сирии ведет себя неконструктивно, отказываясь от диалога с властями. «Мы считаем, что это абсолютно неверный подход. Если есть желание действительно выйти на путь урегулирования, то здесь необходимо проявить добрую волю и начинать поддерживать контакты, находить общеприемлемые точки соприкосновения, иначе будет трудно начать переговорный процесс», — пояснил дипломат.
Асад и «арабская инициатива»
В соответствии с планом урегулирования ситуации в стране, предложенным ЛАГ, президент Асад объявил всеобщую амнистию за преступления, совершенные в период с 15 марта 2011 года по 15 января 2012 года. Амнистия распространяется на тех, кто участвовал в акциях протеста, кто имел оружие без разрешения и тех, кто дезертировал из армии. По официальным данным, около 4 тыс. человек уже были освобождены в ходе предыдущих этапов амнистии. Вместе с тем известно, что в ноябре на волю вышли около 1 тыс. заключенных, а в декабре — около 750.
По данным сирийского агентства SANA, с момента начала антиправительственных выступлений в Сирии власти страны освободили из тюрем около 4 тыс. заключенных. В то же время представители оппозиции утверждают: в тюрьмах еще остались десятки тысяч.
Согласно плану урегулирования, власти Сирии теперь должны приступить к консультациям с оппозицией. Пока этот процесс запустить не удается: с самого начала мятежники отказывались от переговоров с президентом, заявляя о том, что единственным содержанием таковых может стать вопрос о передаче власти. Асад не приемлет такой вариант — он хочет говорить о реформах, которые необходимы стране, поэтому его собеседником может стать не вся оппозиция, а лишь та ее часть, которая не настроена на свержение власти. В такой ситуации сесть за стол переговоров могли бы помочь арабские посредники. Напомним, в рамках плана ЛАГ именно это и предусмотрено: после прекращения насилия со стороны всех участников конфликта, освобождения заключенных, выведения техники из сирийских сел и городов и допуска миссии лиги арабские посредники намеревались приступить к контактам с оппозицией, чтобы мотивировать ее к диалогу с властями. Судя по тональности, в какой проходит общение между ЛАГ и оппозицией, арабским посредникам это не удается. Добавим, из вышеперечисленных пунктов плана по урегулированию не удалось сделать самое сложное и зависящее от обеих сторон конфликта — остановить насилие.