Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Кто поддерживает "ось зла"

Россия защищает не только палестинское, но и сирийское, и иранское дело, чем дальше, тем меньше опасаясь ассоциировать себя с "осью зла".

26.09.2011
Источник:MIGnews.com
Zahav.ru

Читайте также

Среди попыток предотвратить обращение Махмуда Аббаса в ООН самой провальной оказалась встреча миротворческого квартета в июле этого года. Представители стран-коспонсоров даже не смогли принять резолюцию, призывающие стороны к переговорам. Главной причиной стал отказ России признать требование Израиля о еврейском характере государства. Глава МИД РФ Сергей Лавров удостоился сердечной благодарности палестинских лидеров – "за защиту палестинского дела".

Лавров недвусмысленно дал понять, что Россия поддерживает план разделения Иерусалима на две столицы двух государств и "частичное" решение проблемы палестинских беженцев – вернуть "небольшую часть", с тем чтобы международное сообщество на свои деньги решило судьбу остальных. Такой вариант, безусловно, подошел бы палестинцам, поскольку, во-первых, позволил бы бесконечно спорить о количестве и условиях приема возвращающихся, а во-вторых, обеспечил бы их финансированием.

Почему же признание еврейского характера Израиля вызывает такое сопротивление у российского руководства? По тем же причинам, которые заставляют его поддерживать другие претензии палестинской администрации, принимать в Москве представителей ХАМАСа и блокировать в ООН резолюции по Ливии и Ирану. С помощью палестинцев Кремль надеется отвоевать утерянные позиции на Ближнем Востоке. Если на карте действительно появится государство Палестина, его власти будут всегда помнить помощь России в отстаивании их интересов. К тому же "защита палестинского дела" вызывает горячее одобрение таких влиятельных арабских стран, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Да и мусульманское население России готово приветствовать такую позицию своих лидеров, а с этой многочисленной электоральной группой нельзя не считаться.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то ползучее превращение Израиля в "государство для всех народов", а по сути – в еще одно арабское образование на Ближнем Востоке, тоже выгодно Москве. Опираясь на исторические симпатии арабов, и особенно палестинцев, к России, она может рассчитывать на растущее арабское население как на свою "пятую колонну". Вопреки ожиданиям некоторых российских деятелей, выходцы из СССР-СНГ такой колонной не стали, поэтому сотрудничество между Россией и Израилем пока строится на строго деловой основе и почти не касается политической сферы. У "смешанного" же Израиля есть шанс стать полноценным союзником Москвы в регионе.

Вопрос признания еврейского характера Израиля – наиболее спорный для всех участников "квартета", да и для большинства стран Запада. Они видят в нем, кроме попытки предотвратить возвращение беженцев, в лучшем случае - израильский каприз, в худшем же – оправдание якобы существующей дискриминации по национальному признаку. Многие государства боятся прецедента, который может взбудоражить их собственных националистов и подвигнуть их на требование провозгласить Францию французским государством, Россию – русским и т.п. Поэтому подобное возражение со стороны РФ встречает понимание партнеров. Но Россия защищает не только палестинское, но и сирийское, и иранское дело, чем дальше, тем меньше опасаясь ассоциировать себя с "осью зла".

Близкие отношения между Москвой и Дамаском сложились еще в советское время. Новый курс на сближение с Сирией взял Владимир Путин в начале 2000-х. В Сирии находится единственная на сегодняшний день военно-морская база РФ за пределами стран СНГ. Сирия является одним из главных импортеров российского оружия. В обмен на закупки вооружений Россия согласилась простить Дамаску почти весь долг советских времен. В Сирии работают крупные российские нефтегазовые компании "Татнефть" и "Сибнефть", действуют программы в области энергетики, науки, туризма, связи. Что касается Ирана, то он остается постоянным партнером Москвы в сфере атомной энергетики. Поэтому неудивительно, что Россия не заинтересована в свертывании ядерной программы Ирана, чего настойчиво требует Запад. Две страны уже ведут переговоры о строительстве новых АЭС на иранской территории.

Россия Путина и Медведева всеми силами стремится восстановить в регионе свое влияние, потерянное после падения СССР. Но при нынешнем геополитическом раскладе ей приходится довольствоваться теми партнерами, которые согласны на эти контакты, невзирая на их международную репутацию. И большого выбора у нее нет. После падения Мубарака и Каддафи Асад – последний верный союзник России на Ближнем Востоке. Если ему на смену придет правительство, которое не захочет поддерживать прежних отношений с Москвой, ей останется роль пассивного наблюдателя.

Кроме того, сирийский режим поддерживает хорошие отношения с новой иракской властью – а для Москвы это ключ к возвращению в Ирак. Не стоит забывать о контактах с лидерами ХАМАСа, которые Кремль намерен использовать для своего участия в разрешении арабо-израильского конфликта. Без поддержки Сирии эти контакты будут осложнены. И наконец, имеется моральный аспект, роль которого в политике нельзя недооценивать. Россия не хочет выглядеть ненадежным союзником, легко "сдающим своих" (сторонники Каддафи уже обвинили Кремль в предательстве Ливии) – ведь с такой репутацией трудно находить новых партнеров и друзей. Ситуация с Тегераном и проще - поскольку с ним нет столь прочных связей, и сложнее - из-за его близости к южным границам России. Для Москвы очень важна стабильность в Иране – любые беспорядки могут спровоцировать спонтанные выступления исламских радикалов в Таджикистане, Азербайджане и других странах ислама, граничащих с Россией. Исламистской экспансии со стороны Тегерана Кремль не боится - в свое время Иран доказал отсутствие подобных устремлений, осудив чеченских сепаратистов.

В целом, связи Москвы с Сирией, Ираном и такими "плохими ребятами", как ХАМАС и "Хизбалла", делают Россию неоценимым посредником на тот случай, если Запад захочет вести переговоры с "осью зла". Такой поворот превратит Россию в одну из самых влиятельных сил в регионе, но смена режима в этих странах отнимает этот шанс.

Некоторые эксперты считают, что у Москвы есть еще одна веская причина противиться вмешательству во внутренние дела других стран – опасение, что санкции могут быть применены к ней. Пока международное сообщество смотрит сквозь пальцы на аресты немногочисленных участников антиправительственных митингов. Но не исключены более массовые выступления и более жесткое их подавление. Конечно, ни один западный политик в здравом уме не решится на военную операцию против РФ, но российские лидеры не хотят, чтобы эти темы даже упоминались на международном уровне, вредя их имиджу объективных арбитров.

Нельзя исключить и фактор идеологического противостояния Западу, и прежде всего США. В России сильно влияние евразийцев, то есть сторонников идеи антизападной коалиции во главе с Москвой. Такую позицию поддерживает В.Путин, назвавший крестовым походом операцию против Ливии. До сих пор актуален подход времен "холодной войны", согласно которому все проблемы и неудачи США идут на пользу России. Учитывая, что "ось зла" по сходным причинам поддерживает Китай, можно говорить о тенденции возвращения мира к биполярной системе, причем геополитический разлом, скорее всего, пройдет через Ближний Восток.

Ирина Петрова

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке