Читайте также
Несколько дней назад в русскоязычных СМИ появился текст "Концепция "Русского Израиля", который вызвал живое обсуждение и неоднозначную реакцию, зачастую негативную. Документ говорит об уникальной и лидирующей роли русского еврейства как в современном Израиле, так и в истории его создания, призывает к объединению и борьбе с дискриминацией - в форме так называемого "стеклянного потолка". Максим Рейдер, утверждающий, что документ "пропитан имперским русским духом", отправился выяснить у одного из авторов манифеста, доктора Элины Бардач-Яловой, так ли это на самом деле, и чего, собственно, добиваются авторы.
Несколько дней назад в русскоязычных израильских СМИ появился текст под названием "Концепция "Русского Израиля", который вызвал живое обсуждение и неоднозначную реакцию, зачастую негативную. Документ говорит об уникальной и лидирующей роли русского еврейства как в современном Израиле, так и в истории его создания, призывает к объединению и борьбе с дискриминацией - в форме так называемого "стеклянного потолка", то есть негласных препон карьерного роста. Упор в тексте сделан на "полуторное поколение" - тех, кто с началом большой алии был привезен в Израиль родителями в детском или подростковом возрасте, а сегодня является мощной составляющей израильского общества.
Наш корреспондент разговаривает с одним из авторов - Элиной Бардач-Яловой.
Элина приехала в Израиль в 1996 году в возрасте 13 лет из Москвы. Она имеет докторскую степень университета Лидса в Англии, была советникам премьер-министра Биньямина Нетаниягу по вопросам русскоязычных израильтян, регулярно выступает на 9 канале ТВ в качестве политического обозревателя. Она основатель института ICRES - Израильского центра русских и евразийских исследований.
- Какие события последнего времени побудили вас и ваших товарищей написать этот документ?
- Документ возник не сейчас, он создавался в течение продолжительного времени и я подключилась к работе над ним всего несколько месяцев назад. Мы говорили об этих проблемах уже год, так что это не спонтанное решение, а документ, который рождался в процессе диалога. Подтолкнули его и недавние выборы, в ходе которых политики, которые вспоминают о "русских" только за месяц до выборов, спрашивали меня, действительно ли "русская улица" все еще существует.
Мы задали этот вопрос себе и другим, провели опросы и убедились в том, что она существует и у нее есть свои специфические проблемы.
- В чем состоит дискриминация полуторного поколения?
- Дискриминация проявляется по-разному. Она не охватывает 100% полуторников, да они и не составляют однородную массу. Примеры дискриминации разнообразны, от "другого" отношения к "русским", даже если они говорят без акцента, до того, что они слышат от работодателей: "О, ты русская, а так замечательно написала рабочее письмо".
Наш Центр изучения русского Израиля провел общее исследования: 48% респондентов сказали, что, по их мнению, стеклянный потолок существует. Я также провела 60 интервью с "полуторниками".
- Тем не менее наблюдается позитивная динамика - иммигранты доказали себя. На это потребовались годы, но это произошло.
- Согласна. Но я говорю о стеклянном потолке. Да, через него можно пробиться. Однако в моем представлении проблема состоит в кумовстве в израильском обществе. Это относится ко всем, просто русские, не имея связей, страдают от нее больше. Я хочу попробовать создать группу единомышленников, которые помогут бороться с этой несправедливостью. В первую очередь - русским.
- Как вы хотите это сделать?
- Я хочу в законодательном порядке отменить эту систему.
- Каким образом? Какие законы вы предлагаете принять?
- Мы видим свою задачу в том, чтобы поставить задачу. Решать ее - дело парламентариев. Мы хотим сказать им: "Израильская система работает по принципу "рука руку моет" и хотим, чтобы вы с этим боролись. Как - посоветуйтесь с вашими юристами". На настоящий момент они вообще не видят в этом проблемы.
- До настоящего времени у русских партий эффект почти нулевой: они ничего или почти ничего не достигли. Почему вы надеетесь преуспеть там, где ваши предшественники провалились?
- Мы никогда не говорили о том, что мы хотим стать партией. Я работала с премьер-министром, и знаю, что когда большинство хочет решения проблемы, политикам легче пойти вместе с большинством. А русские выступают меньше. Скажем, эфиопы активнее, поэтому кажется, что их больше и их проблемы важнее. Визуальность важна. Нужно решать проблемы тех, кто кричат громче. Это не только эфиопы. Это и большая политика. Политики решают проблему, которая на виду.
- Зная пассивность и разочарованность русских, почему вы думаете, что за вами кто-то пойдет? До "русских" партий был Сионистский форум Щаранского. В 90-е министр Ора Намир заявила, что инцест - обычное дело в "русских" семьях. Оскорбленная община бурлила, Щаранский помалкивал. Сейчас полиция проломила голову девушке-инвалиду; заступник алии Либерман молчит. Так почему вам кто-то поверит?
- Мы понимаем, что "русские" неактивны. Но мы не ставим своей целью создание партии. Если придут 50 человек - это уже достижение. Если возникнет группа активных людей, которые будет продвигать наши идеи на форумах и в СМИ, этого достаточно. Для давления не нужны миллионы.
- В социальном протесте 2 года назад русские не участвовали, руководствуясь принципом "нужно работать, а не с лозунгами ходить".
- Я верю в теорию снежного кома. Ты набираешь 10 человек, потом сто, потом тысячу. Это эффективней, чем 400 тысяч, которые во время протеста ходили по улицам, но своих требований так и не сформулировали.
- То есть в законодательном смысле у вас нет конкретных планов, верно?
- Я не предлагаю законопроектов. Я предлагаю их направление. Если надо, мы приведем юристов, которые помогут его разработать детально.
- Но уже есть объединение "Полуторное поколение", и есть весьма активный депутат Кнессета г-жа Ксения Светлова, к этому поколению принадлежащая. Почему вы не обратились к ним, чтобы объединить усилия и добиться большего результата?
- Что касается "Полуторного поколения", мы не очень понимаем цели этого объединения. А со Светловой мы знакомы, здороваемся и, возможно, обратимся к ней в будущем.
- В любом движении необходим лидер. Есть ли на русской улице фигура, которая могла бы возглавить ваше движение?
- Я не вижу причин кого-либо над нами ставить. Пока мы справляемся с нашей задачей.
- "Мы" - это…
- Это группа единомышленников - Александр Гольденштейн, Александр Коган, я, Марина Галь, Давид Айдельман и другие. Мы все подписаны под документом. У нас структура, которая не подразумевает лидера - мы принимаем решения коллективно.
- Вы отождествляете себя с какой-либо политической партией, с каким-либо флангом?
- Нет, однозначно. У нас есть люди очень правых и очень левых взглядов.
- Поговорим о полуторном поколении. Как вы себя идентифицируете? Вы израильтяне?
- Мы в первую очередь израильтяне, русскоязычные израильтяне. Мы люди, которые не представляют себе жизни в любом другом месте.
- Вы приехали детьми, подростками и сформировались в Израиле. Какова ваша система ценностей в том, что касается устройства государства, отношения к другим группам населения? Что ценно для вас в этой стране, какой она должна быть?
- Это должно быть демократическое мультикультурное государство.
- Какой вам видится роль различных групп этого мультикультурного государства - выходцев из разных стран и их потомков? Какова роль этих групп? Все равны или некоторые равнее других?
- Я не считаю, что есть группы, которые лучше или хуже других. Я считаю, что в этой целостности есть группы со своими историческими и культурными ценностями и традициями. Они не должны пытаться доказать другим группам свое превосходство, а также спрятаться и попытаться превратиться в кого-то другого. Скажем, если у выходцев из стран Северной Африки, живущих тут уже в пятом-шестом поколении, есть праздник Мимуна и это нормально, почему бы и нам не иметь свои праздники? Это не должно никого возмущать, если это никому не мешает и я могу сохранять свои праздники и в то же время продвигаться дальше. Скажем, Новый год не имеет для меня никаких религиозных коннотация - это праздник, который мы праздновали с семьей и мне дарили подарки.
- Давайте перейдем к разбору вашего манифеста. Я предлагаю просто проанализировать текст, как я его вижу.
Он состоит из нескольких частей. Первая описывает в явно преувеличенных выражениях русских израильтян как наследников культурных и еврейских традиций евреев СССР и старой России. Но это не так. В советское время сионисты и идишисты отправились в ГУЛАГ или были расстреляны. Последнее громкое дело - это дело "врачей убийц" (1952-53) и убийство Михоэлса; а уже в обозримом прошлом за преподавание иврита людей сажали в тюрьму. Все еврейское тщательно выкорчевано и стерто. Почти никто не знает идиша, почти никто не религиозен, почти никто не собирался ехать в Израиль - все ехали в Штаты. Связь между нами и, скажем, Шолом Алейхемом еще более отдаленная, чем между Вергилием и сегодняшними римлянами. Существовал официальный термин: "Бывшие советские граждане еврейской национальности". Вот это мы и есть. Полуторное поколение мало связано с традициями русского еврейства. Разве это не так?
- Родители, которые привезли полуторное поколение, мало занимались нашим образованием - они тяжело работали, чтобы выжить, и у них на это не было ни времени, не денег. И у полуторного поколения не было такой возможности. Так что их дети знать этого не будут, потому что традиция прервалась. Кто-то должен им об этом рассказать. Одним это будет неинтересно и ненужно, другим - необходимо. Нужно восстановить культурную связь с нашими предшественниками и воссоздать общность. Я прошла через это - я ощущала себя человеком без прошлого и вынуждена была самостоятельно прочитать большой объем литературы, чтобы не ощущать себя человеком без прошлого. Я не считаю, что русские евреи лучше других, но просто другие ее знают. Я знаю, что дети, не знающие своего прошлого, чувствуют себя неуютно.
- То, что Вы говорите сейчас, правильно, но не слишком коррелируется с текстом, который превозносит русских евреев сверх всякой меры и приписывает им и создание Израиля, и возрождение иврита и чего только не. Как говорится в басне, "А наши предки Рим спасли".
- Когда мы писали текст, нам было важно донести мысль о том, что мы и наши дети не являемся чужеродным элементом. Удалось ли это или возникает впечатление, что мы пытаемся создать националистическое движение - не знаю. Судя по реакциям, не все воспринимают текст таким образом, каким видела его я, когда писала, перечитывала и правила.
- Продолжим. На меня документ произвел очень странное впечатление. Официально он написан группой людей, которые приехали в Израиль детьми и воспитаны в этой стране. Несколько минут назад я спросил вас о том, каким вы хотите видеть Израиль. Я готов подписаться под каждым словом вашего ответа, потому что ваше видение - это видение демократического государства. Однако документ выглядит совсем по другому. Он пришел из другого мира. Он пропитан имперским русским духом. Откуда это у вас? Вы ведь не жили в СССР в сознательном возрасте и не могли воспринять эти идеи. Например, вы пишете о "русско-еврейском суботносе, крупнейшем в Израиле". Но ведь это - "Первый среди равных", то есть русский народ в составе СССР, есть и множество других примеров. Вы воспитаны на израильском нарративе, который приблизительно можно свести к трем пунктам: "воссоединение диаспоры - все евреи братья - наша маленькая страна" (קיבוץ גלויות - כל ישראל חברים ). Поэтому просто анализируя текст я не могу поверить, что его могла самостоятельно написать израильская молодежь. Точно так же Шолохов, недостаточно зная казацкий быт, не мог написать "Тихий Дон". Иными словами, у меня и у многих других людей возникает ощущение, что из этого текста торчат трехцветные уши. Этот текст хорошо накладывается на идеи Русского мира и на то, что в последние годы в США, Германии и Израиле появились русские культурные центры. Их руководство не скрывает, что одной из их целей является возвращение хорошо образованных полуторников в Россию.
- Скажу за себя. Я приехала в 13 лет. Мой русский - книжный, выученный. Для меня ни одно слово в этом тексте не является чужеродным. Я знаю, что мы хотели сказать, и сказанное укладывается в этот язык. Я бесконечно далека от России и обвинить меня в излишней любви к этой стране. Россия и российско-израильские отношения меня интересуют только в академическом плане. Строить Россию в Израиле или наоборот мне неинтересно, уверена, что и другим. Когда мы прочитали комментарии к нашему документу, мы только развели руками и сказали: почему люди думают, что у нас есть связи с иностранным государством? Их у нас нет.
- Я не говорю о знании языка. Я говорю об идеях. Повторяю, оставляя в стороне теорию заговоров, но просто анализируя текст: он написан либо в России, либо здесь, но человеком, которому хорошо знакома имперская ментальность.
- Нас можно обвинить в том, что мы использовали слова, которые вызывают у людей определенные ассоциации. Но нас нельзя обвинить в том, что у нас есть связи с Россией. Она нас не интересует.
- И тем не менее, идеология документа - не маленькой многокультурной страны, где все равны, а империи с титульной нацией и глобальными идеями. Давайте я зачитаю вам пост Михаила Урицкого, с которым я в общем солидаризируюсь. "Привычная апологетика расистского… Нам мало чувствовать себя уберменшами по отношению к палестинцам, нам нужно еще выстроить иерархию внутри избранного народа, чтобы отделить себя от сомнительных элементов… Мы, русские евреи, избраны вдвойне, как русские и как евреи, в нас течет не только еврейская кровь, у нас еще и русские гены, благодаря чему мы перфекционисты, мыслим масштабно, культурно развиты, образованы, в общем - не чета окружающим нас провинциальным дикарям. И так далее и так далее. Мы - арийцы среди арийцев…"
Кроме трехцветных ушей торчат и наши родные бело-голубые, а именно - партии Либермана Наш дом Израиль. Почему? Нетрудно догадаться. Сайт Izrus, на котором появился текст, однозначно ассоциируется с НДИ, и его основатель Александр Гольденштейн даже проходил свидетелем по делу НДИ о взяточничестве в особо крупных размерах…
- Но ведь никого не посадили, - отмечает Элина.
- И слава Богу, тюрьма не место для интеллигентного человека, как говорил Довлатов. Далее, по духу манифест совпадает с бесконечными статьями на Izrus о том, что русских и впредь будут обижать, если они не объединятся вокруг угадайте сами кого.
- Я лично не знакома с Либерманом, но это и не так важно. Я считаю НДИ последней секторальной партией и полагаю, что то, о чем мы сейчас говорим, они должны были сделать давно. Думаю, что если они не прислушаются к тому, что мы говорим, их электоральное положение ухудшится. Но это не связано с написанием документа. Скажем так: мы пытаемся подтолкнуть их, чтобы они подтолкнули нас.
- В качестве партии, которая ничего не сделала для своего электората, вы пишете об Исраэль бэ-алия, но не упоминаете об НДИ, которая в этом плане ничуть не лучше. Почему?
- Потому что ИБА уже не существует, а НДИ существует и мы надеемся, что она займется тем, о чем мы говорим. Если она перестанет существовать, мы добавим ее к этому списку.
- Да только выглядит это иначе: что Либерман ведет подготовку электората, и надеется въехать в Кнессет на белых воротничках как на белом осле, раз уж пенсионеры не тянут.
- Люди видят это, и не видят главного. У нас три задачи. Восстановление памяти, устранение системы кумовства и попытка заставить политиков решить такие секторальные проблемы, как пенсии поколению моих родителей.
- И последнее. В числе составителей указан некто Я. Денкер. Кто это?
- При составлении документа мы обратились к человеку, который хорошо знает историю, но в то же время является госслужащим. Поэтому он пожелал остаться неизвестным: в государственной системе подобная деятельность не поощряется. А теперь, когда возник ажиотаж вокруг этого документа и народ требует его имени, мы оказались в сложном положении: за свою бескорыстную помощь человек может потерять работу.