Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

В Верховном суде Израиля началась новая эпоха

Новые судьи, в большинстве своем, являются большими консерваторами и приверженцами строгой политики в сфере безопасности, чем их предшественники.

15.01.2012
Источник:Курсор
ShutterStock

Читайте также

"Защита прав человека не может быть способом национального самоубийства", - цитирует судья Ашер Гронис бывшего председателя Верховного суда Аарона Барака в недавнем постановлении БАГАЦа, касающемся Закона о гражданстве.

Эта фраза наглядно демонстрирует консервативное юридическое кредо следующего председателя Верховного суда, кардинально отличающееся от юридической концепции Аарона Барака. Судья Ханан Мельцер выразил тот же принцип иными словами: "Лучше быть осторожным, чем сожалеть о содеянном" (Safe than Sorry Better).

В определенной степени недавнее постановление Верховного суда символизирует смену караула в высшем законодательном органе страны и окончание эпохи Аарона Барака и Дорит Бейниш. Новые судьи, в большинстве своем, являются большими консерваторами и приверженцами строгой политики в сфере безопасности, чем их предшественники. Если проанализировать взгляды судей, избранных в Верховный суд в последние годы, трудно представить, что кто-либо из них поддержал бы позицию Дорит Бейниш, оказавшейся в меньшинстве. Кроме, пожалуй, близких к ней по взглядам Дафны Барак-Эрез и Цви Зильберталя.

В более грубой форме можно сказать, что суть разногласий между шестью судьями, поддержавшими Закон о гражданстве в его нынешнем виде, и теми пятью, которые выступили против, заключается в следующем: следует ли проводить тщательную проверку на безопасность в отношении тех, кто претендует на получение израильского гражданства (таково мнение меньшинства) - либо подобная проверка практически неосуществима, а потому нерелевантна (мнение большинства судей).

Уходящий в отставку судья Эдмонд Леви, который в последние годы принял целый ряд постановлений, носящий однозначно политический характер, вернулся к своей неожиданной позиции, озвученной им в 2006-м году. По мнению Леви, этот закон является неконституционным. Леви даже счел возможным прозрачно намекнуть судье Гронису, что из его слов якобы следует то, что верховные судьи, проголосовавшие против Закона о гражданстве, с пренебрежением относятся к безопасности государства и одобряют право палестинских беженцев на возвращение. В 2006-м году судья Мишаэль Хешин лаконично выразил суть разногласий между ним и судьей Барком следующими словами: "Барак согласен на то, чтобы 30-50 человек взлетели на воздух, но при этом были бы соблюдены права человека. Я не готов брать на себя такой риск".

Это постановление должно было быть принято еще в июле 2011 года перед тем, как состав Верховного суда покинула Аяла Прокача, поддержавшая в 2006-м году отмену закона. Неясно, что привело к отсрочке решения по иску противников данного закона. Ясно одно, если бы в голосовании участвовала Прокача, а не судья Нил Гендель, являющийся противником отмены, закон был отменен с результатом шесть против пяти. Это бы с новой силой разожгло войну политиков против судей, которые лишь недавно успокоились, после выборов новых судей в высший судебный орган государства.

Постановление БАГАЦа вновь напоминает обществу, что последнее слово в законодательных вопросах должно оставаться за кнессетом, а не за Верховным судом.

Ноам Шарвит, "Маарив"

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке