Читайте также
Необычайно креативный подход Госдумы к вопросам творчества, духовной жизни и сексуальной ориентации российского общества уже стал притчей во языцех. Разумеется, закрывая спектакль "Лолита" в Петербурге, требуя отобрать орден у А. Макаревича или проверяя на предмет экстремизма ТАНАХ, законодатели и законоисполнители пекутся исключительно о нравственном здоровье нации.
Проблема в том, что диагностика нравственного здоровья основана на сугубо идеологических критериях, и то, что с официальной идеологией не совпадает, квалифицируется как болезнь и подлежит вышеописанным процедурам. Не костры, конечно, и не пытки, которыми пользовалась инквизиция для диагностики отклонений от тогдашней официальной идеологии, - но тоже неприятно.
Неужели за прошедшие века человечество так и не усвоило, что искусство не подвластно идеологии, что выверенные идейные взгляды чиновника, партийца, инквизитора не могут быть выше правды жизни, пусть даже и не очень приятной для правящей партии?
Можно еще представить, что в незрелых обществах, типа России, Ирана или Северной Кореи это возможно и народные массы готовы грудью встать за право чиновника регулировать искусство. Но когда нечто подобное происходит в цивилизованной стране, какой, без сомнения, является Израиль, - это уже ЧП национального масштаба, а не просто конфликт зарвавшегося чиновника с непослушной богемой.
Вся израильская пресса обсуждает решение нового министра культуры Мири Регев прекратить финансирование детского театра актера и режиссера Нормана Исы, отказавшегося выступать за пределами "зеленой черты" - в еврейских поселеньях Иудеи и Самарии.
Такой демарш - сам по себе малосимпатичен в Израиле, страдающем от непрерывных бойкотов пропалестинских организаций в США и Европе. Эти попытки выдавить из академического и культурного сообщества продвинутую израильскую науку, медицину, хай-тек - в угоду сомнительным политическим декларациям, наносят ущерб не только Израилю, но и странам, участвующим в этих бойкотах.
Недавно эта эпидемия перекинулась даже на коммерческую сферу - директор французской компании мобильной связи Orange Стефан Ришар вдруг объявил, что компания присоединится к бойкоту Израиля. Впрочем, эта попытка борьбы за палестинское дело быстро закончилась. При помощи обычного калькулятора бойкотеру объяснили, во что обойдется компании добровольный уход с израильского рынка, и он примчался в Еврейское государство с покаянием и заверениями в своем полнейшем очаровании идеями сионизма.
Присоединяться к этой травле, прикрывающейся политкорректным термином "бойкот", - сомнительная честь даже для тех, кто не испытывает патриотического экстаза. И в самом коллективе театра не все поддерживают Нормана Ису, о чем публично заявила его собственная жена и коллега. Можно предположить, что и сам артист страдает от внутреннего конфликта нравственного чувства с профессиональным долгом. Но тот путь, который он выбирает в этом конфликте - его личное дело и никакая благонамеренная инквизиция не имеет права наказывать его за это. Попытка министра культуры воздействовать на актера административными рычагами ничем не отличается от требования отнять орден у Макаревича. В особенности мотивируя это преимуществом в количестве мандатов, полученных национально-патриотическим лагерем на прошедших выборах.
К счастью культурное сообщество в Израиле отличается от российского. После угроз и ультиматумов разбушевавшейся министерши 3000 израильских деятелей культуры подписали петицию, требующую немедленной отставки Мири Регев, а известный актер Одед Котлер даже отличился репризой, что мандатами своими ее партия "Ликуд" обязана стаду коров, покорно жуюших траву.
Отстаивая свободу совести, о палестинской проблеме, как водится, забыли - за отсутствием проблемы. Поскольку борьба сегодня разворачивается не за палестинцев, украинцев, крымчан или эритрейцев, а за право свободного гражданина жить в соответствии со своими убеждениями. Независимо от того, что думает об этом большинство и сколько мандатов получила от этого большинства правящая партия.