Читайте также
Как всегда, недельная глава Торы подкидывает пищу для размышления. Вот представьте себе - мизансцена: еврейский народ в пустыне томится ожиданием, пока из Земли Обетованной вернутся 12 разведчиков, отсутствующих уже целых сорок дней.
И вот долгожданное свершается: нагруженные гигантскими фруктами (в израильском виноделии этот момент часто обыгрывается при изготовлении этикеток - да вы и сами видели: двое взрослых мужиков сгибаются под тяжестью одной виноградной грозди), разведчики возникают из пустоты и дают публичный отчет о своем путешествии.
Дальше вы, конечно, помните. Мол, земля богатая (а, кстати, уж не парафразом ли этого эпизода является знаменитая цитата из "Повести временных лет" про эмбриональную еще тогда Русь: "земля у нас богата, порядка только нет"?), течет молоком и медом, бла-бла-бла… Только нам ее ни за что не захватить. Потому что народы там живут сильные, вооруженные и очень опасные, и это еще не считая исполинов.
Вот здесь сделаем паузу и вспомним… "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. На первом же из астероидов, которые посетил главный герой этой мудрой книги, жил король. Как характеризует его автор: "Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания".
Вскоре после встречи с принцем он подтверждает это свое качество, отказавшись запустить для гостя закат немедленно. Это уже классика - тот самый ответ короля: "- Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я?
- Вы, ваше величество, - ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.
- Совершенно верно, - подтвердил король. - С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны".
Буквально то же самые заявляют мудрецы Талмуда: Б-г никогда не дает неисполнимых приказов, и если Он велел завоевать Землю Обетованную, то это должно быть раз плюнуть и ни в коем случае не сложнее.
Но почему же тогда разведчики (а вслед за ними и весь народ, ибо страх чудовищно заразен) не верят в такую возможность?
Да очень просто. Ответ сокрыт в одной-единственной цитате из доклада трусов о своем путешествии. Вот она, про тех самых гигантов: "Там видели мы исполинов… и мы были в глазах своих, как кузнечики, и такими же были мы в их глазах".
Обратите внимание на порядок построения фразы. Сначала они были "в глазах своих" ничтожными насекомыми, и только потом они стали такими же "в их глазах".
Вывод: ты кажешься другим только таким, каким ты кажешься самому себе. И стоит только усомниться в своих возможностях - пиши пропало.
Похожую (и даже еще более четкую) мысль можно проследить в Торе несколькими главами ранее.
Там речь идет про побег Моисея, убившего египтянина, от разгневанного фараона. И там тоже, предупреждаю сразу, очень важно обратить внимание на порядок слов.
Итак, Моисей слышит, как о случившемся говорят два его соплеменника, ставшие свидетелями убийства, и вот его реакция: "И испугался Моисей, и сказал: верно, стало известным это дело. И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моисея, но Моисей убежал от фараона и скрылся в земле Мидьяна".
Заметили? Сначала "испугался Моисей" (в сердце своем), затем озвучил свой страх ("и сказал: верно стало известным это дело"), и только потом "услышал фараон и хотел убить Моисея".
Сказали мудрецы: если бы он не испугался, фараон никогда бы ни о чем подобном и не услышал. Только первичный импульс страха привел Моисея к последующему бегству и изгнанию. Не испугался бы он, все могло бы сложиться иначе. И евреи вышли бы из египетского рабства намного раньше срока.
Потому что наше отношение к реальности формирует реальность. И ни один "фараон" в мире не сможет помешать тому, кто бесстрашен.
Не правда ли, как просто? Не бойся - и ты непобедим.
Но сколько же раз в нашей истории мы совершали ту же точно ошибку, что и разведчики из пустыни? Сколько раз мы становились "кузнечиками" в собственных глазах и тут же превращались в легкую мишень для наших врагов?
Как часто мы отступали? Бежали? Отказывались от своего кровного и от себя самих?
Так, может быть, хватит?
Может быть, садясь за стол переговоров с теми, кто нас ненавидит, или пряча голову под их ракетным ударом, или просто даже в мыслях своих пытаясь оценить ситуацию, пора перестать ощущать себя кузнечиками?
Да и в личном плане: может быть, сталкиваясь с мерзавцами, наглецами, подлецами, не стоит вспоминать, что я-то, мол "совсем, как огуречик, зелененький такой"?
Мы не можем переписать историю. Но мы можем изменить сегодня и завтра. В которых ни одна прожорливая лягушка не посмеет показать свою пупырчатую физиономию.