Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+23+16
Иерусалим
+25+12

Мнения

А
А

Царство от мира сего ("Бехукотай")

В свете того, что случилось в Европе в ХХ веке, и того, что ожидается в ХХI, можно понять тех, кто утратили веру в прогресс и не ждут от истории ничего другого, кроме катастроф.

15.05.2015
ShutterStock

Читайте также

Ветхое и новое

В недельной главе "Бехуккотай" Всевышний предрекает, что ожидает еврейский народ в том случае, если он будет выполнять заповеди, и в том, если не будет: "Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете,… то Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой,… И будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей…. А если не послушаете Меня и пойдете против Меня, То Я пойду в ярости против вас и накажу вас всемеро против грехов ваших... сделаю города ваши пустынею, и опустошу святилища ваши… А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами" (26:3-33).

Эти и подобные им места Торы внимательно читают не только евреи, но и не евреи, и последние на их основании обыкновенно приходят к нелестным выводам относительно еврейской морали - с одной стороны в основу религиозности положена система кнута и пряника, а с другой - все перечисленные воздаяния носят исключительно посюсторонний характер, без каких-либо намеков на грядущий мир.

Так православный автор проф. Осипов в своей книге "Путь разума в поисках истины", сетует: "Ветхий Завет, особенно Пятикнижие, фактически был религией с ярко выраженной материалистической направленностью. Показателем духовного уровня ветхозаветной религии являются обещания и угрозы Господни, данные Израилю, за исполнение или нарушение им полученного от Бога Закона… Поражает во всех этих обещаниях, наградах и угрозах глубоко земной их характер, отсутствие каких-либо духовных целей, какого-либо учения о Царстве Божием. Нет мысли о вечной жизни, о духовных благах, о спасении. Это слабое звучание в ветхозаветной религии идеи вечного, неземного спасения, высшего духовного идеала наиболее ярко говорит о ее духовном уровне".

То ли дело "Новый завет", который учит не заботиться о земных делах, и собирать себе капитал в загробном мире! То ли дело воздаяние, описанное в Евангелии: "Соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".

Разумеется, иудаизму известно, что жизнь души не кончается со смертью тела, и даже, что "лучше один час удовлетворения в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом" (Авот 4:22), и все же сталкивать "ту" и "эту" жизни как непримиримых антогонистов в иудаизме не принято.

Дело в том, что земное процветание - это лишь другое измерение процветания духовного. Материальный мир создан Богом затем, чтобы именно в нем утвердилось царство правды. Претензия к Торе за то, что она так много говорит о воздаянии в этом мире и умалчивает о том, как души награждаются и наказываются в мире загробном, строится на ложной посылке.

Действительно, претензия эта закономерно возникает в том случае, если мы считаем, что тело - это лишь темница души, что сей мир - это призрачная майя. Ну, а что если, как выразился Мартин Бубер: "На земле решается судьба Бога"? Разве не правильно в этой ситуации акцентировать внимание именно на земных аспектах избавления?

Для того, кто заранее считает, что этот мир никакой ценностью не обладает, что души посылаются в него лишь затем, чтобы выстоять в испытании; что "время" дано лишь затем, чтобы душа могла в утвердиться в "вечности", для них такая претензия к Торе естественна.

Но разве в этом состоит христианское учение? Разве само оно не боролось с отвергавшим мир гностицизмом?

Профессору показалось, что в приведенном отрывке не излагается "какого-либо учения о Царстве Божием". Да о нем одном в этой главе только и говорится!

"Ищите царствия Божия, и все остальное приложится вам" (6:33), умиляются христиане. Но ведь действительный смысл этих слов прямо противоположен тому, который они в него вкладывают! Постройте независимое, справедливое лояльное Всевышнему государство - и вам приложится ни только еда и питье, но и сама вечная жизнь!

Первородный трюк

Искаженное понимание слов "Ищите царствия Божия, и все остальное приложится вам" явилось результатом того первородного христианского трюка, который в следующих словах вскрыл Хаим Маккоби: "Евангелия говорят нам, что когда Иисус применял выражение "Царство Божие" и "Мессия", он имел в виду нечто совершенно отличное от значения, придаваемого этим словам всеми прочими евреями того времени. Но это невероятно по существу. Если он имел в виду нечто совершенно иное, то зачем же он вообще пользовался этими выражениями? Зачем говорить "диктатура пролетариата", если вы на самом деле хотите сказать "Боже, царя храни"? Если Иисус хотел сказать, что царство его не от мира сего, что у него нет никаких политических целей и он абсолютно ничего не имеет против римской оккупации Святой земли, то зачем он стал бы употреблять выражения, которые всей массой его соотечественников понимались как политические и революционные? Евангелия претерпели процесс искажения, в результате которого из них было удалено политическое измерение. Это не ограничилось деполитизацией ключевых фраз "Царство Божие", "Мессия", "спасение", и "сын Давидов", вся политическая атмосфера времени Иисуса была изменена до неузнаваемости. Вместо обстановки бурлящего политического недовольства нам рисуют картину мирной римской провинции".

Итак, согласно исходному иудейскому подходу, который, как показывает Маккоби, просто не мог не разделять Иисус, Царствие Божие призвано быть построено в первую очередь на земле, а уж загробное воздаяние приложится вместе с прочими благами.

Но в действительности и сами христиане неявно признают это положение, признают его своей верой "в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". Ведь пламя, распаляемое в "пакибытии", распаляется в нем только потому, что что-то пошло не так на земле!

Зачем изгонять в огонь вечный того, кто портил только временный "материальный" мир, если мир этот ничего не значит? Ну убил кто-то кого-то, пусть даже и многих. Они бы и без того умерли. Как можно посылать в неугасимый огонь бессмертную душу, которая всего лишь уничтожила чье-то временное тело?

Христианская идея вечных мучений в качестве наказания за преступления, совершенные во временном мире, может подразумевать только одно - равную ценность "той" и "этой" жизней. Евангельское учение о "вечных муках" с предельной ясностью обнаруживает, что посюстороннее "временное" торжество справедливости - первейшее и важнейшее условие вечного спасения.

Более того, вопреки своей нелепой антииудейской позе, именно христианская цивилизация оказалась самой успешной в обустройстве земного существования. П.Я. Чаадаев, взявший эпиграфом к своим "Философическим письмам" словам Евангелия: "Да приидет Царствие Твое", доказывал именно это: западноевропейское христианство создало самое справедливое общество из всех когда-либо существовавших: "искали истины - нашли свободу и благоденствие".

Итак, первичный план Бога, который люди не позволяют Ему воплотить на земле, обладает высшей ценностью, и только поэтому препятствующие его реализации люди столь сурово (хотя по вере иудаизма, и не вечно) наказываются муками геенома.

В свете того, что случилось в Европе в ХХ веке, и того, что ожидается в ХХI, можно понять тех, кто утратили веру в прогресс и не ждут от истории ничего другого, кроме катастроф. Но иудаизм продолжает настаивать на возможности достижения исторического "хеппи энда", и уж по меньшей мере, усматривает в нем заданную Богом цель: "И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина гор,.. и устремятся к ней все народы... Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима - слово Господне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои - на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Иешаягу 2:2-4)

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке