Читайте также
США и Саудовская Аравия постепенно превращаются из союзников в соперников. К целому спектру возникших в последние годы противоречий прибавился еще и разный подход к сирийским делам.
В последние недели ситуация в Сирии обострилась. Радикалам удалось серьезно потеснить правительственные войска в провинции Идлиб и создать угрозу вторжения в другие регионы страны. Аналитики пишут, что все успехи исламистов связаны с выпуском сотен боевиков из школ подготовки, организованных в соседних странах США, Саудовской Аравией и Турцией. Некоторые даже утверждают, что режим Башара Асада теперь обречен.
Однако с большой долей вероятности можно судить, что нынешняя власть в Дамаске все-таки сохранится. И дело не только в том, что на подмогу Башару Асаду всегда готов прийти Иран, помощь которого будет прямо пропорциональна существующей для Дамаска угрозе. А в том, что среди союзников антиасадовской коалиции уже давно нет единства относительно того, что и как делать с Сирией.
Так, Соединенные Штаты хоть продолжают обучать боевиков в лагерях, расположенных в приграничных с Сирией странах, но говорить о том, что в Белом Доме хотят свержения Башара Асада было бы неправильно. Во-первых, Обама пытается вырваться из зыбучих песков ближневосточной политики и переключиться на восточноазиатские дела, а значит такой затратный во всех отношениях проект как свержение режима Башара Асада ему нет смысла реализовывать. Во-вторых, непонятно на кого менять сирийского президента. Ставка на респектабельную оппозицию не сработает - Башару Асаду удалось консолидировать всю вменяемую сирийскую элиту, и эмигранты из так называемой "светской оппозиции" практически не имеют авторитета дома. Единственной альтернативой Асаду являются радикальные исламисты, отдавать в руки которых такую большую страну Белому дому не хочется. Как минимум потому, что резко вырастет вероятность сирийско-израильского конфликта, в который США просто вынуждены будут вмешаться, вновь погрузившись в те самые зыбучие пески. Наконец, в-третьих, открытая линия США на свержение режима Башара Асада вызовет серьезные проблемы с отношениях Вашингтона и Тегерана, и в перспективе может попросту сорвать переговоры вокруг иранской ядерной программы. А ставить под угрозу соглашение, которое может стать самым большим внешнеполитическим достижением нынешней администрации, Обама не готов. Как не готов и рисковать шансами пойти немного дальше ядерной сделки, и попытаться заключить с Ираном большое пакетное соглашение.
Саудовскую Аравию же не устраивает ни сохранение у власти Башара Асада, ни даже возможный формальный компромисс между сирийским президентом и Западом в виде приглашения в правительство некоторых деятелей сирийской оппозиции. Эр-Рияду нужно именно свержение нынешнего режима в Дамаске и приход к власти радикалов. Только в этом случае Сирия станет тем самым "вторым фронтом" для Ирана, который так нужен Саудовской Аравии и так не нужен Вашингтону (по крайней мере на время переговорного процесса).
Именно поэтому Эр-Рияд пытается всячески продемонстрировать Вашингтону свое неудовольствие. Так, король Саудовской Аравии (как и вассальный ему король Бахрейна) отказался прибыть на арабо-американский саммит в Кэмп Дэвиде, причем сделал это через день после того, как Белый дом официально объявил о том, что король Салман на саммите будет. Его высочество объясняет неожиданное изменение решения своей крайней занятостью - в Йемене наступает гуманитарное перемирие, да и в самом Королевстве открывается гуманитарный центр, присутствие короля на котором важнее, чем его встреча с президентом США. Вместо короля Салмана Эр-Рияд будут представлять министр внутренних дел, наследный принц Мухаммед бен Наиф, а также министр обороны.
Весьма показательно, что саммит, от посещения которого отказался король, созывался Обамой именно в связи с американо-иранскими делами - президенту США нужно успокоить своих арабских союзников. "Мы ждем своего рода гарантий безопасности, учитывая поведение Ирана в регионе и рост угрозы экстремизма. В прошлом нам хватало джентльменского соглашения с США по вопросу безопасности. Думаю, что сегодня нам уже необходимо что-то подписанное, что-то официально оформленное", - говорит посол ОАЭ в США Юсеф аль-Утайба. Обаме, конечно, ничего подписывать не хочется - президент США не хочет связывать себя обязательствами по возможному вовлечению в шиитско-суннитскую войну в регионе. Саудовский король это понимает, поэтому ехать в Вашингтон без надежды на создание антииранской оси и не собирается.
Вместо этого Саудовская Аравия хочет сотрудничать с турками - в западных СМИ уже появляются сообщения о том, что Анкара и Эр-Рияд вместе поддерживают террористические группировки в Сирии. Однако особых успехов тут Саудовская Аравия вряд ли добьется, поскольку с большой долей вероятности турецкая политика на сирийском направлении изменится. Турецкие бизнесмены грезят иранским рынком, который планируют оккупировать сразу же после вывода Ирана из-под санкций, поэтому Анкара будет пытаться нормализовать отношения с иранцами, испорченные за последние несколько лет. Если тренд будет именно такой, то нынешнюю дестабилизацию в Сирии можно рассматривать скорее как желание турок поднять ставки и усилить свои переговорные позиции. Поэтому в данном случае позиции Турции скорее близки к американским, чем к саудовским.
Если Эр-Рияд не найдет влиятельных союзников в хотя бы в вопросе войны с Ираном в Сирии, то положение дома ас-Саудов будет с каждым месяцем ухудшаться. А когда США нормализуют отношения с Ираном и нарастят собственную добычу до такой степени, что больше не будут нуждаться в саудовской нефти, то не исключено, что американские СМИ и политики будут все чаще говорить о том, что ретроградный саудовский режим нуждается в реформах, а то и в смене.