Читайте также
Репортаж с "родины террора"
Международный день памяти жертв Холокоста - скорбная дата, которую евреи всего мира отметили всего лишь несколько дней назад, в очередной раз напомнила о трагических событиях 30-40-х годов прошлого века, когда один народ стал жертвой кровавой диктатуры. Шесть миллионов человек, уничтоженных во имя фанатичной идеи расового превосходства, - что может быть лучшим доказательством преступности и абсурдности подобного рода идей?! Любое общество, если оно ценит такие понятия как мир и гармония, должно выучить назубок и помнить уроки Холокоста.
Насколько уяснило их украинское общество - об этом поговорим немного попозже. Мне же, как советскому человеку, воспитанному на наших стереотипах и идеологеммах, всегда было интересно узнать, а как же обстоит дело с толерантностью и межнациональным миром на «родине террора» - в Германии? Информация поступала разная и противоречивая, не хотелось брать на веру все, что написано в СМИ, но вот, наконец, и я получил заветный шанс узнать правду: получил приглашение от Еврейского фонда Украины посетить Берлин и самолично ознакомиться с историей Холокоста с помощью и при непосредственном участии немецких исследователей.
Первым впечатлением после общения с берлинскими историками был… шок. У меня сложилось стойкое впечатление, что мой самолет приземлился не в Германии, а в Советском Союзе догорбачевского периода. Нет, вы не подумайте, с товарами первой необходимости здесь все в порядке, дело касается других нематериальных факторов. Из лекций, прослушанных здесь, выходило, что Советский Союз - освободитель Германии от фашизма! Оказывается, для немцев, советские воины выполнили в 45-м году благую миссию - избавили их от человеконенавистнической диктатуры Третьего рейха. Такая история преподается им со времен окончания Второй мировой, учебники не переписываются. Доктор Вольф Кайзер, уже давно немолодой и поседевший директор музея «Дом Ванзейской конференции», учил ТАКУЮ историю лет 40 назад, и за эти десятилетия у него не возникало необходимости пересматривать свои взгляды. История не пересматривалась вообще последние 70 лет!
Та чехарда, которая творится в сфере идеологии и истории современной Украины, да и позднего СССР, здесь вообще в принципе невозможна. Здесь невозможна «отсебятина», которой страдают наши преподаватели истории. С усмешкой вспоминаю университетские лекции в Украине 90-х годов, когда историю начали преподавать «по-новому», а значит, говорили, кто во что горазд. 80-летний профессор, только что покинувший кафедру истории КПСС, убеждал нас, что украинцы произошли… от радиации. Другие преподаватели на «чистейшем» украинском рассказывали на полном серьезе, что на Ледовом побоище под лед провалились не тевтонцы, а русские, а Мамая разбили не русские, а украинцы, а русские, наоборот, позорно бежали от этого самого Мамая.
И эти люди до сих пор преподают здесь, имеют всевозможные регалии, а в Германии, наверное, угодили бы в психушку, где их научная карьера, по сути, и закончилась бы.
В общем то, что я увидел в Берлине, меня обескуражило, и я начал задавать вопросы.
- Скажите, - осторожно обратился я к доктору Кайзеру, - а есть ли у вас люди, которые считают и открыто заявляют, что СССР и союзники не были освободителями Германии, а это были обычные захватчики, которые пришли на нашу территорию?
- Что вы, - удивленно ответил историк, - таких людей не существует!
- Ну, а если бы они появились? - не унимался я.
- Посадить бы их, наверное, не посадили бы, - с сожалением констатировал Кайзер. - Но общество нашло бы способ их изолировать, они бы оказались изгоями, никто никогда не подал им бы руки.
Какие же они «слепые», эти немцы! В упор не замечают того, что увидела наша Верховная Рада, да не только увидела, но и приняла «антисоветское» законодательство. Только нельзя им, нашим депутатам в Германию, ой-как нельзя, не дай Бог, изолируют…
- А тогда еще один вопрос, - вновь обратился я к Кайзеру. - После падения Рейха на территории Германии продолжала действовать партизанская организация «Вервольф», боровшаяся против союзников и считавшая их оккупантами своей родины. Расскажите-ка о ней поподробнее.
- Рассказывать, собственно, нечего, - ответил немец. - О таких вещах в нашем обществе не говорится вслух, это в принципе не изучается.
- А почему? Разве неинтересно? - спросил я.
- Поймите, эти люди пошли против общества, творили постыдное дело: отстаивали нацистскую идею даже после крушения режима, - сказал Кайзер.
- То есть люди их тогда не поддерживали?
- Никто их не поддерживал, и их борьба не имела никакого смысла.
О, как они «глупы», эти немцы! И это на фоне нашей страны, где общество узнало, наконец, правду об ОУН-УПА, и эти люди получили признание и статус…
Странности, ох, эти немецкие странности! Никто из молодых немцев, с кем мне довелось выборочно пообщаться, не просветили меня насчет «зверств» союзников в 45-м. О фактах массового изнасилования всех немецких женщин советскими солдатами услышали впервые только от меня. Как же так, удивлялся, я, об этом столько писали в интернете, а вы не знаете… Не подозревают они, что сталинский режим, пришедший в Германию в 1945-м, ничем не уступал гитлеровскому. Почему-то они этого не почувствовали…
И о «Майн Кампф» немцы знают понаслышке. Доктор Кайзер держал эту книгу в руках последний раз 40 лет назад: во время учебы в университете им давали единоразово ознакомиться с этим трудом, потом книгу забрали. Зато у нас свобода! Можно спокойно прочесть и творения Гитлера, и других немецких вождей Третьего рейха.
Некоторые из немецких историков, слыша такое, попросту не верили в сказанное и просили прислать хотя бы один образец на электронную почту. «Приеду, скачаю и обязательно пришлю» - заверил я. Другие, рассказывая о Холокосте и ужасах концлагерей, плакали…
Даже в нынешней благостной атмосфере Берлина на каждом шагу встречаются живые свидетельства памяти о геноциде евреев. В относительно небольшом Баварском квартале города расположены 80 памятных табличек, во всех красках рассказывающие о формах и методах унижения евреев в Рейхе. На момент установления нацистской диктатуры там проживали 16 тысяч евреев. 10 тысяч из них выехали за пределы Рейха, а остальные испытали на себе всю горечь унижения. Запрещалось иметь домашних животных, запрещалось посещать магазины до 16.00, запрещалось играть вместе с «арийскими» детьми и т.д. Евреев целенаправленно исключали из общественной жизни, делали изгоями, а закончилось все тривиальным убийством. Доктор Кайзер показал нам место, где располагалась бывшая синагога. Серьезно поврежденная в ходе событий «хрустальной ночи», она была разрушена во время войны и окончательно снесена. Сейчас это место огорожено деревьями и кустарниками, высаженными детворой из местной школы. Эти же школьники, начиная с 1994 года, по крупицам собирают фамилии погибших евреев из Баварского квартала. Собрали уже 1051 фамилию, а погибло 6 тысяч… Община помнит о тех страшных днях и хранит память о них.
В Германии, и автор в этом глубоко уверен, уже никогда невозможно повторение Холокоста, да и любых преследований по национальному (расовому) признаку. А в Украине? Насколько глубоко украинское общество осознало уроки истории? Думаю, что никак не осознало.
Можно сколь-угодно носить траурные венки на могилы, говорить высокопарные речи, но заявления высших чиновников - это одно, а реальность - другое. Атмосфера взаимной ненависти и нетерпимости, пронизывающая наше общество, создает почву для различного рода злодеяний и преступлений. Если у немцев гитлеровского периода виноватыми во всем были евреи, то у нашего человека виноваты все вокруг, а не только евреи (вернее, и евреи тоже). Нация, пережившая голодомор и потерявшая миллионы соотечественников, готова вновь каждый день жертвовать их жизнями. Благо, враг у нас имеется в наличие всегда и везде.
Вначале толпа с патриотическими лозунгами гоняется по всему Киеву за Януковичем, потом другая толпа в Донецке калечит и убивает тех, кто вышел на улицу с желто-синей символикой и признается в симпатиях к Украине, теперь вся страна пытается «жестко» разобраться с ненавистными «донецкими» и «луганскими». Заградотряды с пулеметами, не дававшие выбраться крестьянам из «голодающих» территорий, сменяют блок-посты с их пресловутыми «пропусками», получить которые не представляется возможным. И всему этому ужасу нет конца и края.
Радует только одно. Судя по тому, что я прочел опять же в интернете, любовью к евреям воспылали…украинские радикальные националисты! А значит, не все потеряно на этой многострадальной земле. И мне, как украинскому еврею, стоит только молиться, чтобы у Бени Коломойского не кончались деньги, а значит, любовь украинских националистов к нам тоже никогда не закончилась.
P.S. И еще лично меня интересует, «полюбил» ли меня теперь мой бывший университетский коллега, тот, который, возвращаясь с вечерних посиделок в офисе УНСО, презрительно цедил мне в лицо: «жидюга»… Дай Бог, чтоб и ему перепало что-нибудь от Бени. Так будет спокойнее не только мне, но и тем евреям, которые, возможно, находятся сейчас в зоне его непосредственной досягаемости.