Тезисы статьи в The New York Times
▪️На недавнем видео с боевых действий на Украине запечатлен, по мнению военных аналитиков, российский "танк-Франкенштейн", окруженный защитной оболочкой из грубо сваренных металлических пластин. Танк выдерживает около двух десятков ударов беспилотников, прежде чем последний из них поджигает его и вынуждает экипаж эвакуироваться под шквальным огнем.
▪️Видеоролик отражает кардинальные изменения в современной войне: относительно недорогие беспилотники нейтрализуют гораздо более дорогое оружие, не говоря уже о войсках.
▪️Подобные столкновения, как то, что произошло с танком "Франкенштейн", продемонстрировавшие мощь беспилотников, вызвали бурные дебаты среди высокопоставленных российских военных офицеров, военных блогеров и других аналитиков о том, как ведется война.
▪️Дискуссия разворачивается на фоне войны на истощение, которую Россия ведет на Украине, и затрагивает широкий спектр военных вопросов, включая технику, подготовку и, прежде всего, тактику. Многие задаются вопросом, насколько эффективно Россия адаптировалась к тому, как беспилотники изменили поле боя.
▪️На протяжении столетия Россия полагалась на мощный поток войск, танков и артиллерии для прорыва вражеских линий. В этой войне, из-за беспилотников, Россия вынуждена использовать небольшие группы по три-пять военнослужащих для захвата территории. Но эта тактика не позволила армии захватить много территории. Она едва продвигается вперед, неся тяжелые потери.
▪️"То, что происходит в российско-украинской войне, является чем-то совершенно новым для всех военных экспертов, которые пытаются адаптироваться к ситуации", - сказал Александр Гольц, ветеран российской военной аналитики, ныне работающий в Шведском институте международных отношений. "Здесь много инноваций".
▪️Дискуссии о том, как ведется война, разворачиваются в военных журналах и на онлайн-форумах, часто с использованием осторожных формулировок или исторических примеров, чтобы избежать нарушения российских законов, запрещающих критику войны.
▪️Военным аналитикам, как и блогерам, пишущим о боевых действиях, предоставляется определенная свобода действий, если они избегают критики предпосылок конфликта. По словам Гольца, они "не могут напрямую обвинять Кремль" в каких-либо проблемах, поэтому они винят "военную науку".
▪️Некоторые предлагают нестандартные идеи. Например, два уважаемых военных мыслителя, генерал Юрий Балуевский, бывший начальник Генерального штаба, и Руслан Пухов, известный аналитик, недавно опубликовали некролог танку в журнале "Россия в глобальной политике".
▪️Теперь, когда в боевых действиях доминируют беспилотники, они поставили под сомнение ценность "уязвимой машины с ограниченными возможностями вооружения, стоимость которой приближается к стоимости истребителя".
По словам Гольца, Россия начала войну, имея в своем распоряжении около 10.000 танков, но сейчас их количество сократилось до более чем 3.000. Сейчас страна может производить лишь около 200 танков в год.
▪️По словам экспертов, критика со стороны самих солдат также привела к изменениям в оснащении, призванным сделать военнослужащих на передовой менее уязвимыми. Согласно сообщениям Министерства обороны, было модернизировано более 190 систем вооружения. Например, раньше военнослужащие, управляющие транспортными грузовиками, были легкой мишенью, поскольку кабины не были бронированы, а теперь это не так.
▪️Более десяти лет назад Россия начала создавать небольшие, хорошо подготовленные тактические группы численностью от 600 до 800 человек, которые могли бы действовать в качестве сил быстрого реагирования, но интенсивные боевые действия на Украине практически уничтожили их.
▪️Это побудило военных вернуться к более крупным силам. Затем появились беспилотники и небольшие группы по три-пять человек, призванные нейтрализовать их.
▪️Сосредоточение сил у линии фронта превратилось в смертельную ловушку. Участок шириной примерно в 30 километров стал "прозрачным полем боя", где беспилотники могут обнаруживать, отслеживать и атаковать практически все, что движется, что парализует попытки маневрировать объединенными силами, необходимыми для крупномасштабного наступления.
▪️Наиболее значительным изменением в российской тактике стало развертывание небольших отрядов из двух-пяти солдат на мотоциклах или вездеходах, пытающихся проникнуть глубоко в тыл противника для уничтожения операторов беспилотников.
▪️"Нынешняя тактика - это путь в никуда", - говорит Александр Гольц из Шведского института международных отношений. "Вы можете прорвать украинскую оборону, но что дальше?"
▪️Группа из пяти человек на мотоциклах не может захватить территорию. Когда Россия пытается собрать крупный ударный отряд, чтобы преследовать их, Украина срочно перебрасывает подкрепления, и цикл повторяется, говорят эксперты.
▪️Российские военные хотят разработать эффективные средства противодействия беспилотникам, чтобы возобновить сосредоточение достаточно крупных концентраций войск и вооружений для захвата и удержания новых территорий, заявили военные эксперты.
▪️Российские специалисты, пишущие о войне, пришли к выводу, что организация вооруженных сил не успевает за темпами ведения боевых действий, заявил Дара Массико, эксперт по российской армии из Фонда Карнеги. Но что будет дальше, пока неясно.
Читайте также
▪️Некоторые эксперты сомневаются в том, насколько сильно российское оборонное ведомство действительно хочет перемен, считая более вероятными краткосрочные решения боевых проблем, чем кардинальную модернизацию. В исследовании, опубликованном в августе Центром военно-морского анализа в Арлингтоне, сделан вывод, что Россия не осуществила каких-либо фундаментальных изменений в военной доктрине.
▪️В исследовании отмечается, что российские военные аналитики часто придерживаются подхода "технология решит проблему". Другими словами, они ожидают, что какая-то технология в конечном итоге нейтрализует беспилотники, так что военные снова смогут доминировать на поле боя, маневрируя крупными силами. "Об альтернативных оперативных концепциях практически не задумываются", - говорится в исследовании.
▪️Беспилотники стали основным оружием против солдат и техники: по данным статистики, опубликованной в журнале "Россия в глобальной политике", к началу 2025 года 70% боевых потерь России приходится именно на них.
▪️Еще одна проблема - это подготовка. Многим из первых мобилизованных в 2022 году дали возможность сделать несколько выстрелов, прежде чем отправить на поле боя. По словам экспертов, сейчас, по крайней мере, многих учат различать звуки разных типов дронов. Но дисциплины и профессионализма катастрофически не хватает.
▪️Помимо атак беспилотников, российским войскам сложно выполнять сложные совместные маневры различных типов сил, поскольку солдатам не хватает подготовки, необходимой для понимания их приказов, заявил Джек Уотлинг, старший научный сотрудник в Королевском институте объединенных служб. По его словам, новобранец на Западе обычно проходит около 20 недель обучения, новобранец в России - около трех недель.
▪️Если линия фронта останется заблокированной, военные эксперты считают, что российским военным придется пересмотреть свою тактику и подготовку в целом.