Читайте также
"Мы хотим жить в мире с Израилем", заявил Махмуд Аббас в одном из многочисленных интервью. Но есть ли в этих словах хоть капля искренности? Как глава ПНА представляет себе эту мирную жизнь после голосования в ООН?
Несмотря на драматические усилия последних дней, итоги этого голосования вполне предсказуемы. В Совбезе ООН обращение палестинцев будет либо отвергнуто, либо заблокировано американским вето. Далее они обратятся в Генеральную ассамблею, где получат формальное признание. Ничего другого им на данном этапе и не нужно, ибо речь на самом деле идет не о государстве, а об очередной пиар-акции.
Если бы палестинское руководство действительно хотело построить жизнеспособное государство, оно бы добивалось признания ни от ООН, ни от Евросоюза, а от Израиля. Потому что без Израиля такое государство невозможно. У него нет ни экономической базы, ни инфраструктуры, ни собственных водных источников. Даже если представить себе такое фантастическое явление, как мирная Палестина, полная сознательных, ответственных и трудолюбивых граждан, - такая Палестина будет еще долго нуждаться в помощи своего ближайшего соседа. Слишком долго она жила за его счет.
Если бы палестинцы действительно хотели жить в мире с соседями, они не выставляли бы заведомо невыполнимые условия о столице в Восточном Иерусалиме и возвращении беженцев. Они не заявляли бы права на все без исключения территории, попавшие под израильский контроль в 1967 году. Такие требования не могут вызвать ничего, кроме протеста израильской стороны. Но палестинским руководителям именно это и надо. Им не нужен Израиль-партнер и Израиль-союзник, им нужен Израиль-враг, чтобы снова свалить на него провал своих фантастических планов.
Левые израильские политики пугают: если не дать палестинцам государство, они поймут, что мирным путем их проблем не решить и перейдут к вооруженным действиям – тогда, мол, нас ждет новая интифада. Но не стоит обольщаться; интифада возможна при любом исходе голосования в ООН. Аббас откровенно лицемерит, обещая в случае неудачи мирные демонстрации в автономии; он прекрасно понимает, что палестинская улица быстро перейдет от лозунгов к действиям, от выстрелов в воздух к прицельной стрельбе на дорогах и блокпостах. Более того – это его сознательный выбор. Палестинцы со своими непомерными требованиями и неспособностью договориться между собой, зашли в тупик, из которого их может вывести только война, которая, по известной поговорке, все спишет.
Даже если интифада не разразится сразу, она может начаться позже из-за неразрешимых экономических и социальных проблем, когда понадобится снова выпускать пар народного возмущения. И несомненно, она окажется спасительным выходом, когда в новоявленном государстве начнется борьба за власть между исламистами и ФАТХом.
Разумеется, палестинские экстремисты понимают, что в одиночку им с Израилем не справиться. Поэтому кампания за признание государства преследует еще одну цель – формирование широкой группы поддержки. Наиболее заинтересованные участники этой группы - ближайшие соседи Израиля: Египет, Сирия, Ливан плюс Иордания в роли нейтрального наблюдателя (в лучшем случае). Кроме того, в нее входят все арабские и мусульманские государства, поддерживающие палестинскую инициативу. Как считают эксперты, арабские революции ждет вторая волна. Фактически она будет направлена против временных властей, которые не выполнили ожиданий народа. Но правительства-однодневки - слишком невыразительный фактор, чтобы сконцентрировать на нем народный гнев. Революции нужен враг-символ, какими были свергнутые диктаторы. На эту роль идеально подходит Израиль.
Подобную "замену объекта" мы уже наблюдали в Египте при штурме израильского посольства.
Соседним странам даже не понадобится объявлять еврейскому государству войну. Чтобы создать угрозу его безопасности, достаточно будет ослабить контроль над границами, что фактически уже происходит в Египте, пустившем на самотек ситуацию на Синае. Можно вспомнить, как первые же дни нестабильности в Сирии сопровождались провокацией палестинских "беженцев" на границе. А в Ливане давно уже ждет своего часа "Хизбалла".
В других мусульманских странах образ "сионистского врага" способен стать громоотводом или поводом для собственного возвышения, как это происходит в Турции. Массовые антиизраильские выступления в Йемене, Тунисе, Алжире и др. заставят их руководство выбирать более жесткий курс по отношению к Израилю. Причем пример Турции, которой беспрецедентные нападки на Израиль не мешают оставаться членом НАТО и партнером США и Евросоюза, показывает, что Запад будет смотреть на эти выпады сквозь пальцы. Не стоит забывать и о "пятой колонне" - мусульманской диаспоре, к которой вынуждены прислушиваться власти многих европейских стран. Все эти силы палестинские лидеры стараются мобилизовать в свою поддержку, чтобы вынудить Израиль воевать на три фронта: внутренний – против палестинского террора, внешний – с бандами синайских экстремистов и "Хизбаллы", и дипломатический – со всем мусульманским миром. Ни о каком мирном сосуществовании здесь речи нет; проблему своей государственности палестинцы хотят решить радикально – путем уничтожения Израиля.
Такие мечты лелеет про себя Аббас, отправляясь в Нью-Йорк. И поддерживают его в этих намерениях апокалиптические настроения, которые царят в иных израильских СМИ и высказываниях ряда политиков. Слушая их, можно подумать, что в ООН решается судьба не палестинского, а еврейского государства.
Положение Израиля, несомненно, сложное. Именно поэтому сейчас так важно не давать себя запугивать и шантажировать и не поддаваться панике. Только уверенная позиция удержит наших противников от резких шагов и заставить искать мира не на словах, а на деле.
Ира Коган