Эмбрион еврейской истории
Фото: Getty Images
Эмбрион еврейской истории

Еврейская хронология 

В этом году суббота, в которую начинает читаться третья книга Торы "Ваикра", совпала с началом месяца Нисан. В эту субботу помимо обычной недельной главы, а именно главы "Ваикра", в синагогах читается также и отрывок из книги "Шмот": "И сказал Господь Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: Месяц сей для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года. Скажите всей общине Израильской так: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство, по агнцу на дом. А если дом слишком малочислен для употребления агнца, то пусть возьмет он и сосед его, ближайший к дому его, по числу душ; по мере еды каждого расчислитесь на агнца. Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас; из овец или из коз возьмите его. И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть зарежет его все собрание общины Израильской в вечерние сумерки" (Шмот 12:1-6). 

Между тем редко кто замечает, что первое нисана - это не только начало месяца ("рош ходеш"), но также и начало года ("рош ашана"). 

В трактате "Рош Ашана" мы читаем: "Существует четыре новолетия: первое нисана - новолетие царей и трех праздников, связанных с паломничествами. Первое элуля - новолетие десятины от скота. Раби Элиэзер и раби Шимон говорят: первое тишрея. Первое тишрея - новолетие для субботнего года и юбилеев… Первое швата - новолетие деревьев. Это по мнению школы Шамайя. А школа Гилеля учит: пятнадцатого числа этого месяца". 

Итак, первое нисана является не только началом счета месяцев, но и началом счета лет, связанных с правлением еврейских царей. Как возраст растений отсчитывается от 14 швата, возраст животных от 1 элула, возраст человечества от 1 тишрея, так годы правления царей отсчитываются от 1 нисана. 

Но если растения растут, животные рождаются, а человечество развивается, то царство Израиля в течение тысячелетий оставалось в руинах. "Царские" годы уже давно никто не считал, и на протяжении веков они оставались как бы "рассыпанными", обособленными друг от друга годами. 

Чуть более чем через месяц будет отмечаться 67 годовщина восстановления политической власти еврейского народа в Эрец Исраэль, власти, которую израильтяне благополучно обновили два дня назад. 

Напоминаю, что рав Кук трактовал возрождаемое в его дни сионистами еврейское государство как Мессию (Машиах бен Йосеф). Не знаю, отдавал ли себе рав Кук в этом отчет, но этому его учению как раз идеально соответствует демократический характер правления. Ведь согласно принципу представительной власти, сувереном является народ. Каждый гражданин, который в день выборов делегирует своего посланника, своего представителя в парламент, действительно является в какой-то мере царем. Поэтому я бы даже сказал так, построенное на принципах представительной власти еврейское государство в Эрец Исраэль не может не являться Машиахом. 

Итак, чуть более чем через месяц будет отмечаться 67 годовщина восстановления политической власти еврейского народа в Эрец Исраэль, но еврейская хронология при этом так и осталась не восстановлена. Мы не связываем независимость Израиля с первым нисана и толком не знаем, как хронологически связать сионистское правление с хасмонейским. 

Насколько мне известно, лишь в иерусалимской йешиве Бейт-Орот в самое последнее время стали исследовать этот вопрос, в надежде возродить исконное еврейское летоисчисление. 

Год в себе 

Между тем пока этого не произошло, ничто не мешает нам воспользоваться случаем и обратить внимание на то, что года, отсчитываемые от первого нисана, не только способны удерживать историческую цепь событий, но что и каждый такой "царский" год представляет собой осмысленную временную единицу, что каждый "царский" год изнутри отформатирован священной историей, а именно событиями Песаха и событиями Пурима. 

Действительно, Пурим и Песах своеобразны тем, что связанные с ними события продолжались год, причем в случае Песаха - завершались в нисане, а в случае Пурима начинались в нисане. Таким образом, Песах оказывается первым эпизодом, связанным с историей Пурима, а Пурим - последним эпизодом, связанным с историей Песаха! 

В самом деле, десять казней, согласно традиции, продолжались около года. Цикл, начавшийся с превращения воды в кровь и завершившийся тем, что кровью были помазаны косяки еврейских домов - был годовым циклом! В этом отношении знаменательно, что девятая предпоследняя казнь - казнь тьмы, то есть казнь сокрытия света - пришлась именно на месяц адар. Таким образом, в этом пасхальном событии имелось некоторое предвестие Пурима - времени, когда Всевышний скрывает Свой лик. 

События Пурима также продолжались год: с того момента, как Аман в начале нисана задумал уничтожить еврейский народ и до того, как его план обернулся своей противоположностью, в том числе гибелью его сыновей - также прошел год. 

При этом оба эти праздника оказались включены друг в друга. Пост, объявленный Мордехаем и Эстер после царского указа об уничтожении евреев, пришелся как раз на Песах - на 13, 14 и 15 нисана. Таким образом, пост "Таанит Эстер" накануне Пурима - это своеобразная воспоминание о несостоявшейся пасхальной трапезе. 

При этом, если принять во внимание дату, в которую все перевернулось, в которую поменялся знак в настроении Ахашвероша и был повешен Аман, то праздновать Пурим следовало бы 16 нисана. Но отчасти так именно и происходит. Во всяком случае, в странах галута, где Песах празднуется дважды, во время второго седера (16 нисана) принято вспоминать не только об Исходе, не только о первой пасхальной трапезе, но и о пире Ахашвероша, Эстер и Амана. Таким образом, не только события Песаха отображаются в Пуриме, но также и события Пурима отображаются в Песахе. 

При этом события Песаха и события Пурима задают собой два горизонта Царствия Божия, два предела Божественной власти: предельную явленность и полную сокрытость. Если во время Песаха Всевышний был предельно открыт избранному народу в чудесах и Слове, то во время Пурима Он был предельно сокрыт и безмолвен. 

2448 год от сотворения мира - год исхода евреев из Египта - является, таким образом, не только началом отсчета еврейской истории, но одновременно и годом, задающим ее основное содержание, является ее - этой истории - эмбрионом.

counter
Comments system Cackle