Читайте также
В определенных кварталах ряда немецких городов иудеям не стоит публично носить кипу - таков совет Йозефа Шустера (Josef Schuster), действующего председателя Центрального совета евреев Германии. В стране набирает силу антисемитизм, количество акций, направленных против евреев, в прошлом году заметно возросло.
Евреям не стоит прятаться от страха, большинство еврейских учреждений хорошо охраняются, заявил Шустер в интервью радиоканалу rbb, но вопрос сегодня стоит так: имеет ли смысл "в проблемных районах, районах, населенных преимущественно мусульманами, давать возможность опознать в себе еврея ношением кипы - или лучше избрать иной головной убор". Проблема остро стоит "особенно в Берлине, но не только в Берлине". Еще пять лет назад подобного развития событий никто не ждал, признался Шустер, и выглядит оно пугающим.
Представители еврейской общины немецкой столицы не стали спорить с главой Центрального совета евреев. "Не могу с чистым сердцем посоветовать носить кипу в некоторых районах Берлина", - подтвердил слова Йозефа Шустера ее председатель Гидеон Иоффе (Gideon Joffe) в интервью газете Morgenpost. Ведущие столичные политики, напротив, отвергли наличие в Берлине проблемных кварталов, куда не стоит соваться евреям. Правящий бургомистр Михаэль Мюллер (Michael Müller) заявил, что обеспокоен словами Йозефа Шустера, но не разделяет его взгляд: в Берлине нет районов, где нельзя свободно ходить, считает глава столичного правительства, и город не допустит иного развития. В свою очередь, берлинский сенатор по вопросам интеграции Дилек Колат (Dilek Kolat) также не находит в столице проблемных районов, где евреи чувствовали бы себя некомфортно: статистика не подтверждает тезис о концентрации антиеврейских выступлений в районах с преимущественно мусульманским населением.
Тем не менее председатель Центрального совета мусульман Германии Айман Мазик (Aiman Mazyek) в интервью Berliner Zeitung заявил, что разделяет опасения коллеги, и назвал их обоснованными. Заодно Мазик пояснил, что его организация всячески осуждает нападения мусульманской молодежи на евреев, но просит отказаться от "исламизации" социальной напряженности в крупных городах Германии и не объединять понятия "проблемный" и "мусульманский".
Фонд Амадеу Антонио (Amadeu Antonio Stiftung) - призванный способствовать поддержке гражданского общества и противостоять радикальному экстремизму, названный в честь погибшего от рук неонацистов в бранденбургском городе Эберсвальде ангольского иммигранта - зафиксировал заметный рост количества антисемитских акций на территории ФРГ. В 2013 году в Германии было зарегистрировано 788 случаев проявления враждебности по отношению к евреям, в 2014-м - уже 864. Прирост составил десять процентов, а реальная цифра, вероятно, значительно выше, так как зачастую жертвы не обращаются в полицию. В 2015 году опасения увеличения антиеврейских настроений в Германии становятся еще более обоснованными на фоне недавних терактов в Париже, где кроме расстрела редакции сатирического журнала Charlie Hebdo экстремисты напали на кошерный супермаркет, и Копенгагене, где был застрелен охранник синагоги.
Президент Немецко-израильского общества (Deutsch-Israelische Gesellschaft) Райнгольд Роббе (Reinhold Robbe) считает необходимость евреям скрываться "банкротством, постыдным свидетельством бессилия" властей, неспособных противостоять проявлениям антисемитизма на немецкой земле. "Одной из основополагающих идей политики немецкого государства должна являться не только безопасность Израиля, но и безопасность сограждан иудейского вероисповедания, проживающих в ФРГ", - уверен Роббе. Немецкое государство, в свою очередь, грозит обрушиться на антисемитов всей своей правовой мощью: "Евреям в Германии никогда не придется вновь прятаться, - обещает министр юстиции Хайко Маас (Heiko Maas) со страниц издания Tagesspiegel. - Германия делает все, чтобы защитить еврейскую жизнь".
Пока еще проявления ненависти - не правило, но уже и не исключение. Антисемитизм - не только мусульманская проблема: бытовых антисемитов хватает среди немцев. Впрочем, у здорового большинства публичное проявление антиеврейских настроений уже давно считается чем-то пещерным.
Согласно статистике, которую приводит сенатор Колат, девять из десяти антисемитских выходок в Германии записываются на счет правых экстремистов, а вовсе не мусульман. Но почему тогда один председатель центрального совета рекомендует евреям избегать именно их, а другой с ним уверенно соглашается? Почему в немецких школах слово "еврей" является ругательным и звучит в основном из уст мусульманских подростков, вынуждая еврейских родителей переводить своих детей в частные или закрытые еврейские школы - на такие факты ссылается директор Американского еврейского комитета в Берлине (American Jewish Committee in Berlin) Дейдре Бергер (Deidre Berger). Почему глава Федерального ведомства по охране конституции Ганс-Георг Маасен (Hans-Georg Maaßen) считает, что публичная приверженность символам иудейской веры в некоторых регионах Германии "способна стать источником провокаций", а евреям следует "соответствующе вести себя" в той ситуации, когда флаг антисемитизма с правого края общества передан в руки антиеврейских исламистов? Наконец, сколько еще памятников культуры понадобится уничтожить в Ираке, сколько посетителей Еврейского музея расстрелять в Брюсселе, сколько карикатуристов - в Париже и участников семинара о свободе слова - в Копенгагене, чтобы рассуждения о противостоянии культур перестали считаться неприличными?
В ответ на серьезные рассуждения о том, что в демократическом обществе не принято обижать скабрезными картинками чью-либо трогательную веру, мы будем получать оскорбления, а после - пули. По итогам таких рассуждений многим желающим не придется носить кипу уже не только в "неблагополучных" районах. Даже в самых благополучных из них со временем возрастет риск остаться как без кипы, так и без того, на что ее принято надевать.