Читайте также
"Нет партнера для переговоров" - таков общий тезис всех противников урегулирования, которое повлечет за собой и перспективу на самоопределение для палестинского народа. Это и "Еврейский дом", постоянно провозглашающий этот тезис, это и "ликудники" - как поддерживающие Нетаниягу в его декларативной приверженности идее двух государств для двух народов, так и противники этих деклараций. Это и множество хороших людей, жаждущих урегулирования, но не верящих в его осуществимость.
Первые радуются отсутствию партнера по мирным переговорам, большинство же народа (судя по опросам) об отсутствии такового сожалеет. В результате мы топчемся на месте, изо всех сил стараясь сохранить нынешний порядок вещей и этим добиваясь лишь эскалации насилия. А значит, продолжаем шагать с закрытыми глазами навстречу неизбежному и предсказуемому концу. И то плохое, что уже было - мелочи по сравнению с тем, что предстоит в будущем.
Палестинская администрация больше не является единственным партнером по двустороннему урегулированию, посему бессмысленно и далее изматывать себя попытками реанимировать переговоры.
Палестинская автономия больше не партнер по переговорам – это утверждение небеспочвенно. Да и сама администрация ПА периодически подливает масла в огонь. В каком-то смысле, палестинская администрация не может быть партнером в силу своих качеств. С ней трудно поладить. В ней много внутренних противоречий. Существуют, однако, и другие причины. Во-первых, палестинские лидеры не могут, да и не хотят принимать никаких решений по главным символам палестинской борьбы – возвращению беженцев и контролю над Иерусалимом. Во-вторых, даже если договор будет достигнут, вероятность того, что Палестинская администрация будет в состоянии его соблюдать, низка. Разобщенность палестинского общества ставит под сомнение полноценную власть как таковую. Третья же причина заключается в том, что двустороннее соглашение невозможно без участия заинтересованных в нем арабских государств, наших ближайших соседей – Египта и Иордании; те же, в свою очередь, бессильны без поддержки более дальних и прагматичных мусульманских стран.
Поэтому палестинская администрация больше не является единственным партнером по двустороннему урегулированию. Бессмысленно и далее изматывать себя попытками оживить переговоры. Нужна альтернатива. И она есть.
Палестино-израильский конфликт давно перестал быть только нашим внутренним делом.
В своей книге "Плоский мир" американский журналист Томас Фридман указывает на причины т. н. "сжатия" и "плоскости" мира. Он анализирует различные факторы – глобальные, экономические, политические, социальные и технологические. В современных условиях "глобальной деревни" "эффект бабочки" ощущается как никогда прежде. Любое событие, и уж конечно любое вооруженное столкновение моментально выходит за рамки "межплеменного конфликта" и приобретает международный резонанс. Таким образом, палестино-израильский конфликт давно перестал быть сугубо нашим личным делом.
Арабский мир разделяет пропасть - вражда между шиитским фронтом (под руководством Ирана и "Хизбаллы"), суннитским блоком под крылом "Братьев-мусульман" (египетская оппозиция и ХАМАС), а также радикальными группировками (ИГИЛ) с одной стороны и прагматичными арабскими странами с другой. И вот прагматичный арабский мир очнулся и обнаружил, что стал заложником террористических организаций. Организаций, которые сам же взращивал и спонсировал. У которых и сейчас хватает спонсоров и идейных вдохновителей. Подобие Голема, восставшего на своего создателя и угрожающего самому его существованию.
Серьезных причин для конфликта между арабскими странами и Израилем на сегодняшний день не осталось. Более того, с двумя из них у Израиля заключен мирный договор. Да и державы под названием Советский Союз, без конца подливавшей масла в огонь раздора между арабами и Израилем более не существует. Кроме того, палестинская проблема давно перестала интересовать арабские страны и стала для них чем-то вроде болезненной занозы. Однако, в силу особенностей межарабских отношений, многолетних деклараций и обязательств, вовсе махнуть на нее рукой они не могут.
Кроме того, нефть уже не является орудием шантажа. Нефтедоллары, определявшие государственную мощь и мировой статус, обесценились. Арабские производители нефти тратили миллиарды долларов на то, чтобы контролировать внутреннюю политику и академические учреждения в США и Европе, спонсируя организации, продвигающие бойкот Израиля и антиизраильскую пропаганду. Этот источник иссяк, а то, что от него осталось, будет направлено на выживание самих производителей.
Невозможно сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы
Угроза радикального ислама давно перестала быть проблемой местного масштаба. Эта вирусная идеология не нуждается в армии для расширения своей власти. Она приживается в любой точке, где есть мусульманское меньшинство, и у цивилизованного мира не будет другого выхода, кроме как объединиться с Израилем и умеренными арабскими государствами в борьбе с этим явлением.
Вывод напрашивается сам – у нас есть партнер по переговорам. Это огромный конгломерат арабских и мусульманских стран, объединенных общими принципами и соглашениями с цивилизованной частью планеты. Внутри этого конгломерата находится и Палестинская автономия. Это партнер с огромными возможностями, способный принимать решения и навязывать их чересчур упрямому меньшинству (например, той же Палестинской администрации).
Загвоздка в том, что невозможно сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Мы не сможем извлечь все преимущества из стратегических изменений в регионе без того, чтобы пойти на компромисс. Концепции в духе "неделимого Израиля" и "ни шагу назад" имеют эмоциональную подоплеку, в то время как достижение мира и создание условий для дальнейшего процветания еврейского народа на этой земле требуют компромисса. Хочется верить, что появится лидер, способный повести народ в этом направлении и использовать новое положение вещей в регионе для укрепления и дальнейшего процветания нашей страны.
Израилю следует отбросить привычную и безрезультатную конфронтацию с палестинцами и сесть за стол переговоров с реальным партнером, вооружившись государственной инициативой и конкретным планом урегулирования. Определив цели и требования, проявив готовность идти на уступки. Использовать момент и действовать решительно. Сделать шаг.
Арье Фельман, бывший глава отдела и исполняющий обязанности главы Общей службы безопасности (ШАБАКа), 30 лет службы в ШАБАКе и ЦАХАЛе, участвовал в Шестидневной войне, в спецоперациях, в Войне Судного дня. член движения "Генералы за безопасность Израиля"