Читайте также
Арье Дери в ходе своей предвыборной кампании извлек из бутылки так называемого "этнического джина". Он рассчитывает на то, что ШАС, как и прежде, получит голоса жителей периферийных районов страны. Поэтому он делает акцент на наиболее болезненных, социально-экономических, проблемах своих потенциальных избирателей, которых он называет "прозрачными".
Давайте на время оставим Дери в покое и поговорим о его сопернике Яире Лапиде. В последние два года Лапид и его люди руководили четырьмя важнейшими, с точки зрения социально-экономической сферы, министерствами – финансов, социального обеспечения, здравоохранения и образования. Три месяца назад, когда был дан официальный старт предвыборной кампании, партия Лапида находилась в крайне тяжелой ситуации. Те, кто всего два года назад ворвался в израильскую политику под лозунгом обновления, покидали вверенные им министерства без каких-либо серьезных достижений.
Однако сейчас Лапид проводит блестящую предвыборную кампанию, суть которой сводится к следующему: "Мы были у власти всего 1,5 года, мы продвигали многие важные вопросы, которые должны были найти свое отражение в государственном бюджете на 2015 год. Однако решение Нетаниягу уволить министров от Еш Атид нанесло ущерб нашим планам".
Можно спорить с Лапидом, насколько справедливой является данная трактовка событий. Но есть определенная правда в его словах: лидер партии Еш Атид и его министры занимали свои должности всего полтора года и поэтому не смогли провести необходимые изменения.
Теперь вернемся к ШАС. Более тридцати (!) лет прошло с тех пор, как была создана эта партия и ее представитли стали депутатами кнессета. На протяжении 23 лет ШАС входил в правительственные коалиции - более чем любая израильская партия. Все эти годы представители ШАС возглавляли самые разные министерства – внутренних дел, социального обеспечения, здравоохранения, религий, национальных инфраструктур, промышленности и торговли, строительства.
Обратите внимание: речь идет о министерствах, которые имеют непосредственное отношение к социальной сфере. Но, несмотря на это, на протяжении трех десятилетий министры от ШАС не улучшили ни на йоту экономическое положение жителей городов развития и представителей социально слабых слоев населения. Тех самых "прозрачных", о которых говорит Дери.
Однако момент истины, когда окончательно стало ясно, что ШАС не способен изменить социальный статус восточных евреев ("мизрахим"), которых он якобы представляет, наступил шесть лет назад. С момента своего основания ШАС был связан с ашкеназской ультраортодоксальной партией Яадут ха-Тора. Шесть лет назад ШАС получил возможность разорвать эту связь и доказать, что он на самом деле борется против дискриминации восточных евреев. Речь идет об истории религиозной школы для девочек в поселении Эммануэль.
Напомню: в 2009 году Высший суд справедливости постановил, что в религиозной школе "Бейт Яаков" в поселении Эммануэль имеет место дискриминация по общинно-этническому признаку. В школе велось раздельное обучение для ашкеназских и сефардских учениц. Суд потребовал немедленно прекратить подобную практику. Это решение вызвало гнев у ультраортодоксальной общественности, которая сочла постановление суда вмешательством в святая святых – в религиозное образование. Родители ашкеназских учениц отказались выполнять постановление и были отправлены за решетку. В Иерусалиме и Бней-Браке прошли массовые манифестации.
Именно тогда ультраортодоксальные сефарды надеялись на поддержку со стороны ШАС, но не получили ее. Депутаты от ШАС ничего не сделали ради сефардских школьниц. Напротив, они присоединились к борьбе ашкеназских ультраортодоксов против судебной системы. ШАС продемонстрировал, что он больше ультраортодоксальная, чем сефардская партия. Оказалось, что положение "мизрахим" вовсе не является приоритетом этого движения.
На протяжении трех десятилетий ШАС никогда не покидал правительство из-за разногласий по социально-экономическим вопросам. Кто-нибудь верит, что теперь ШАС стал другим? Кто-нибудь верит в то, что "прозрачные" действительно интересуют Арье Дери?
Эли Барак, NRG