Читайте также
При упоминании о знаменитых свитках Мертвого моря, или кумранских рукописях, большинство из нас мысленно разворачивает перед собой длинный пергамент наподобие свитка Торы, используемый в синагоге. Безусловно, среди найденных в Кумране манускриптов, которых насчитывается несколько сотен, имеются и такие. Самый длинный из них - семиметровый свиток книги Исайи. Однако есть в этой коллекции и миниатюрные, размером с чечевичное зерно пергаменты, которые были извлечены из тфилин.
Как известно, религиозные евреи каждое утро с помощью ремешков укрепляют на своей левой руке и на лбу тфилин, или филактерии - небольшие кожаные коробочки, в которые вложены написанные на пергаменте отрывки из Писания («и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими»). В древние времена евреи носили тфилин в течение целого дня. И сегодня в Израиле есть те, кто следует этой традиции, однако большинство накладывает тфилин только во время ежедневной утренней молитвы. Форма коробочек, содержание отрывков и другие особенности изготовления этого атрибута молитвенного облачения тщательно прописаны в Мишне (начало II века н. э.) и не подвергаются пересмотру в еврейских общинах. Расхождения случаются лишь в деталях, наиболее значительное из них - между средневековым мудрецом Раши и его внуком Рабейну Тамом - касается порядка написания отрывков из Торы. Некоторые евреи, в первую очередь хабадники, и в наше время накладывают последовательно две пары тфилин из уважения к обоим авторитетам.
Профессор Лоуренс Шиффман из Иешивы-университета рассказывает, что найденные в Иудейской пустыне тфилин времен восстания Бар-Кохбы против римлян в 121 – 135 годах н. э. полностью соответствуют современной Галахе. (При этом один из них следует традиции Раши, а второй - традиции Рабейну Тама.) Но свитки Кумрана были написаны двумя веками ранее, во времена, когда Второй Храм еще стоял в Иерусалиме. Какими тфилин пользовались евреи тогда? Отличались ли они от современных?
Сам факт использования тфилин в период Второго Храма не вызывает сомнений. Кроме наших мудрецов, обычай накладывать тфилин упоминают и Иосиф Флавий, и Новый завет, и более древние тексты. Мудрецы Мишны, например, осуждали тех, кто носил круглые или позолоченные тфилин, а значит, таковые были в употреблении. Поэтому, когда несколько десятилетий назад среди кумранских рукописей были обнаружены первые филактерии, ученые были удивлены их соответствию нашей Галахе. Из пятнадцати обнаруженных коробочек головных тфилин тринадцать имеют четыре отсека для четырех отрывков Торы, как и современные. В двух остальных случаях сохранились только три отделения, однако очевидно, что было и четвертое, которое со временем разрушилось. Техника изготовления коробочек также практически не изменились за две тысячи лет, а своими небольшими размерами древние тфилин напоминают те, что сейчас носят евреи немецких корней.
Честь открытия кумранских тфилин принадлежит Йозефу Тадеушу Милику, польскому ксендзу и знатоку множества древних языков. В 1950 году ему и еще нескольким ученым поручили исследовать первые найденные кумранские свитки - содержимое так называемой «четвертой пещеры», всего 15 тысяч фрагментов пергамента. Среди них оказались и древние тфилин. Впоследствии Милик сложил с себя сан священника, женился и полностью посвятил жизнь изучению кумранских свитков. Его коллеги говорят, что никто в научном мире не мог сравниться с ним в умении расшифровывать эти рукописи. Милик подготовил к публикации несколько тысяч отрывков, он же разработал систему их обозначения и нумерации.
Новое слово в изучении кумранских филактерий было сказано в прошлом году доктором Йонатаном Адлером из Ариэльского университета, многие годы занимающимся историей тфилин. При помощи компьютерного томографа - медицинского прибора, позволяющего делать послойный рентгеновский снимок, - Адлер сумел обнаружить девять фрагментов пергамента, которые раньше разглядеть не удавалось: так прочно они пристали к внутренней поверхности коробочек. Таким образом, в общей сложности в распоряжении ученых имеется около сорока кусочков пергамента. Теперь им предстоит размотать свитки, не повредив их, а это задача не из простых.
Пергаменты из кумранских тфилин, в отличие от самих коробочек, а также от тфилин эпохи Бар-Кохбы, поначалу показались несоответствующими современной Галахе. В них обнаружились дополнительные стихи Торы, например, текст Десяти заповедей. Раввины последующих веков сочли бы такие филактерии недействительными. В нескольких источниках (например, в мидраше Сифри) наши мудрецы обсуждают возможность включить текст Десять заповедей в тфилин и объясняют, почему этого делать не следует.
Однако другой исследователь кумранских текстов, доктор Давид Нахман, показал, что разногласия между писцами, изготовившими кумранские тфилин, и нашими мудрецами на самом деле не такие принципиальные, как кажется на первый взгляд. Нахман собрал все варианты отрывков и пришел к выводу, что в обоих случаях они взяты из одних и тех же четырех мест Писания, в которых Б-г повелевает повязать «эти слова на руку и над глазами»: два отрывка из книги Шмот и еще два из Дварим. Вопрос в том, откуда начинать и где заканчивать отрывок. Например, Десять заповедей в кумранских тфилин не были отдельным текстом: просто их изготовители начинали этот отрывок раньше, чем это принято в современной традиции, - с первых строк пятой главы Дварим, а не с четвертого стиха шестой главы.
Это не первое доказательство того, что жесткое противостояние обитателей Кумрана «правоверным» евреям-фарисеям, от которых пошел современный иудаизм, сильно преувеличено. В конце концов, даже будучи разделенным на секты и течения, еврейский народ всегда продолжал оставаться единым. Отдельные группы, даже если и пытались изолироваться друг от друга, редко преуспевали в этом, и обмен идеями, мыслями, книгами и обычаями был непрерывным. Как правило, все от этого только выигрывали.