Читайте также
"Быть евреем во Франции" - главный заголовок журнала "Пуан" на этой неделе. Под заголовком - фотография молодой пары на городской улице, на голове у мужчины - кипа. Внутри еженедельника этому досье посвящено восемнадцать полос. В качестве эпиграфа вынесены слова - "Остались травма и страх, но жизнь продолжается. Репортажи, свидетельства, дебаты".
В досье, действительно, представлены все эти жанры. В основной статье подробно рассказывается об истории проживания евреев на территории современной Франции, о законах, принятых при Наполеоне и даровавших им права, равные с правами других граждан страны, о деле Дрейфуса и, наконец, о том, как живут французские евреи сегодня. 550 000 человек во Франции имеют отношение к иудаизму, - эту цифру журнал выносит крупным красным шрифтом, и рядом две другие: во Франции насчитывается 300 синагог, и 7231 француз в 2014 году переехал на постоянное место жительства в Израиль. Под заголовком "Роман четырех поколений" рассказывается история обычной еврейской французской семьи. "Мы не французские евреи, а французы и евреи", - говорит старейшина семьи 89-летняя Фанни Кац.
Рядом опубликовано интервью с "мадам раввин" - Дельфиной Орвиллер, женщиной-раввином, синагога которой находится в Париже, на улице Богренель. "Я была в Израиле в момент убийства Ицхака Рабина, - говорит она, - мне хорошо знакомо это чувство ненависти и страха, которое вас наполняет. Но нужно бороться с искушением замкнуться внутри сообщества. Я и сегодня, как и раньше, отказываюсь говорить от имени всех евреев, я не люблю слово „община", оно ничего не значит, как будто мы все живем, разговариваем и думаем одинаково, как будто мы - это единый блок, тогда как личность каждого из нас многосоставна и сложна".
И еще один раввин дает интервью журналу, Главный раввин Франции Хаим Корсия говорит: "Республиканский лозунг „Свобода, Равенство, Братство" состоит из ценностей, которые мы находим в Библии. Бог не предлагает закон народу, состоящему из рабов. Он сначала провозглашает свободу. И уже затем равенство, когда говорит „Будьте, как все люди". И наконец, братство: „Будем вместе"".
На этой же полосе напечатана еврейская молитва за Французскую республику. Ее основы, напоминает "Пуан" восходят к созданию Наполеоном Консистории - еврейского представительского органа. Современная версия молитвы была дополнена Хаимом Корсией, в нее внесены слова об армии и военнослужащих.
Репортаж из города Метца рассказывает о повседневной жизни лотарингских евреев. Это самая древняя еврейская община Франции, - подчеркивает журнал, - она упоминается еще в источниках IX века. За репортажем следует рассказ о Самюэле Сандлере, который в результате теракта в Тулузе потерял сына и двоих внуков. На фотографии он представлен рука об руку с Латифой ибн Зиятен, потерявшей сына от руки того же убийцы. Журнал цитирует слова того, кто назван на его страницах "защитником диалога": "Я не уверен, что через два или три поколения во Франции останутся евреи". Созвучно с этими словами звучит и следующее интервью. Философ Шмуэль Тригано высказывает свои опасения касательно "возможности гражданской войны".
И, наконец, журнал печатает интервью с Мишелем Уэльбеком. Его последней книге "Подчинение" была посвящена обложка журнала "Шарли Эбдо", вышедшего в день убийства членов редакции. Один из персонажей книги уезжает жить в Израиль. В интервью Уэльбек возлагает ответственность за отъезд французских евреев на тех, кого он называет "левыми экстремистами": "Почему французские мусульмане больше интересуются Палестиной, чем мусульмане Африки или Азии? Мне кажется, это связано с крайне-левыми, обозначившими Израиль в качестве врага, с такими деятелями, как Безансно или Пленель". Заключает досье интервью имама из Бордо Тарека Убру: "Евреи много дали арабо-мусульманской культуре".
Журнал L'Obs также печатает на этой неделе статью под заголовком "Во Франции есть несколько видов антисемитизма". "Во Франции можно констатировать три реалии, - говорит автор, ученый Омар Саги, куратор выставки "Хадж" в Институте Арабского мира. - Французские евреи чувствуют угрозу, исходящую от французских мусульман, "коренные" французы чувствуют угрозу, исходящую от французских мусульман, и мусульмане Франции чувствуют угрозу, исходящую от французских евреев и "коренных" французов. Автор называет эту ситуацию постколониальным кризисом и результатом существования пережитков колониальной эпохи.
На страницах еженедельника "Экспресс" тема охраны синагог и еврейских школ упоминается вскользь, в общем досье, чьи название вынесено на обложку: "Франция и ее полиция". "Французская полиция переживает уникальный период своей истории, - говорится здесь. - Еще никогда она не встречала такой поддержки со стороны населения, как после терактов, совершенных в этом январе. И никогда еще ряды полиции не были затронуты такой силы юридическими скандалами, как в данный момент". "Экспресс" печатает результаты опроса и ряда расследований, рисующих жизнь французской полиции и отношение к ней населения после трагедии, произошедшей в редакции "Шарли Эбдо". Завершим наш обзор несколькими цифрами из этого опроса: 84% населения говорит, что у них сложилось хорошее мнение о полиции, 17% - очень хорошее, и только 15% - плохое и очень плохое.